Спортивный словарь Фигурное катание
АКСЕЛЬ (AXEL) единственный прыжок, который исполняется с движения вперед. Cуществуют прыжок в полтора, 2,5 и 3,5 оборотов.
БАУЕР (INA BAUER) элемент похожий на кораблик (см. далее), но ноги в нем стоят не во второй позиции (не на одной линии), а ближе к четвертой (параллельно друг другу). Нога, которая находится сзади, всегда стоит на внутреннем ребре, а та, что спереди, может быть на внутреннем или на наружным.
БЕГОВОЙ (PROGRESSIVE, RUN) танцевальный шаг. На ход вперед полностью соответствует подсечке вперед. На ход назад делается толчок назад наружу ногой, которая находится в круге, в закрытую скрестную спереди позицию, затем назад внуть ногой снаружи круга в положение выпада.
БЕСТИЯ (BESTI SQUAD), БЕСТИ, БЕСТЕМЬЯНОВА корабликоподобная спираль. От кораблика отличается сильным прогибом в коленях, что позволяет взять более крутую дугу.
БИЛЬМАН (BIELMANN SPIN) вращение стоя с захватом конька свободной ноги обеими руками сзади над головой.
ВАЛЛЕЙ (WALLEY), ЦАК реберный прыжок в один оборот с хода назад внутрь на ход назад наружу той же ноги. Характерной особенностью является поджимание согнутой в колене свободной ноги сбоку вместо скрестной группировки.
ВИНТ (SCRATCH SPIN) вращение в положении стоя. В начале исполнения элемента свободная нога уводится в сторону и сгибается перед опорной. Руки постепенно группируются, а нога опускается и выпрямляется. Это вращение является самым скоростным. Обычный винт исполняется на левой ноге. Обратный винт на правой.
ВОЛЧОК (SIT SPIN) вращение в положении сидя. Опорная нога сгибается, а свободная выпрямляется параллельно льду.
ВЫКРЮК (COUNTER) шаг, используемый, в основном, в танцах на льду. Это поворот на одной ноге со сменой направления движения без смены ребра, но со сменой «дуги». Сначала спортсмен движется, например, на правой ноге вперед наружу, а затем совершает поворот и продолжает движение на правой ноге назад наружу.
ВЫПАД (LUNGE) полушпагат.
ГИДРОСПИРАЛИ (HYDBOBLADING) совокупность спиралей на сильно выраженных ребрах с глубоким просаживанием, и, как правило, укладыванием корпуса максимально близко ко льду. Классическая гидроспираль спираль на ребре назад внутрь со скрещенной сзади и вытянутой из круга свободной ногой, наклоном корпуса в круг и легким касанием пальцами свободной руки льда в центре круга.
ЕЛОЧКА (BASIC STROKING) основной шаг. Елочка напоминает коньковый шаг на лыжах и называется так потому, что при движении на льду остается след, напоминающий елку. Как видно из английского названия это самый основной шаг. Фигуристы используют его, чтобы набрать скорость или перейти от одного элемента к другому, однако излишнее его использование свидетельствует (согласно существующим правилам) о недостаточно хорошей технике спортсмена, поэтому сильнейшие фигуристы стараются свести его использование к минимуму.
ЗАКЛОН (LAYBACK SPIN) вращение в прогибе назад. Свободная нога сбоку. Руки могут находится в различных положениях.
КАНТИЛЕВЕР (CANTILEVER), ЛИМБО, КОРАБЛИК КЛИМКИНА корабликоподобная спираль. Ноги сгибаются в коленях и подаются сильно вперед так, чтобы таз оказался прямо над коньками, а корпус укладывается назад параллельно льду и максимально низко. Есть вариации с касанием одной или двумя руками льда как в мостике.
КОРАБЛИК (SPREADEAGLE) скольжение на двух ногах на наружних или внутренних ребрах в выворотном положении.
КРОССБИЛЬМАН (CROSS grab) спираль с захватом конька свободной ноги противоположной рукой.
КРОССРОЛЛ движение со сменой ноги и направления скольжения. Начинается с любой ноги на наружном ребре, свободная нога находится сзади. Далее свободная проходит мимо опорной по шестой позиции и ставится на лед. После этого ноги скрещиваются и происходит переход на свободную ногу.
КРЮК (ROCKER) шаг, используемый, в основном, в танцах на льду. Это поворот на одной ноге со сменой направления движения без смены ребра, но со сменой дуги. Сначала спортсмен движется, например, на правой ноге вперед наружу, а затем совершает поворот и продолжает движение на правой ноге назад наружу. Крюк выполняется в направлении «входящей» дуги.
КЭРРИГАН (KERRIGAN SPIRAL) спираль в позиции ласточки с захватом колена свободной ноги одноименной рукой.
ЛАСТОЧКА (SPIRAL) суть элемента в том, что спортсмен скользит на одной ноге, а свободную поднимает вверх. В зависимости от того, на каком ребре происходит скольжение, ласточки бывают наружу, внутрь, вперед или назад. При оценке ласточек, в первую очередь, ценится реберность и плавность, умение держать позицию. При оценке комбинаций учитывается сложность перехода от одной спирали к другой.
ЛИБЕЛА (CAMEL SPIN) вращение в положении ласточки. В классическом варианте исполняется на прямой опорной ноге. При качающейся либеле спортсмен наклоняется вперед и поднимается обратно.
ЛУТЦ (LUTZ) зубцовый прыжок. Используется зубец правой ноги, а сам прыжок выполняется с наружнего ребра левой ноги.
МОУХОК (MAWHAWK) шаг с использованием обеих ног. При его исполнении происходит смена ноги, направления движения, но ребро остается неизменным. Наиболее распространенный вариант начинается с движения на правой ноге вперед наружу, затем фигурист как бы «подставляет» другую ногу и выезжает на левой ноге назад наружу. Иногда используется для захода на флип, но чаще для быстрой смены направления движения или в дорожках шагов. Танцоры различают «открытый» (open) и «закрытый» (close) моухок: в первом случае свободная нога при смене ставится впереди, а во втором сзади опорной.
ОЙЛЕР (HALF LOOP) прыжок. Используется как связка в комбинациях прыжков. По способу отталкивания он аналогичен прыжку петлей (риттбергер), но приземление в нем происходит на маховую ногу. Поэтому здесь важны энергичное маховое движение выпрямленной свободной ногой в направлении общего движения тела и фиксация положения обеих ног в полете. Чтобы уверенно выполнять приземление ходом назад внутрь, необходимо отводить назад и удерживать в этом положении свободную ногу и одноименную руку. В качестве вспомогательного упражнения для овладения приземлением рекомендуется длительное скольжение в таком положении.
ОЛЕНЬ (STAG JUMP) прыжок аналогичен прыжку в продольный шпагат, но в полете маховая нога сгибается в колене, а корпус, как правило, прогибается назад.
ПАДАЮЩИЙ ЛИСТ (FALLING LEAF) прыжок в продольный шпагат с ритбергерного захода.
ПЕРЕКИДНОЙ ПРЫЖОК (WALTZ JUMP) прыжок в 0,5 оборота, подготовка к акселю.
ПЕРЕТЯЖКА КРЮК (ROCKER) движение со сменой ребра и направления скольжения, без смены ноги. Выполняется вперед и назад. Используется как связующий элемент в дорожках шагов.
ПИСТОЛЕТИК (DUCK) спираль в позиции сидя. Выполняется на любом из ребер в любом направлении, свободная нога выносится выворотно вперед. Обязательное условие: ягодицы должны быть не выше колена опорной ноги.
ПОДКРУТКА (TWIST) элемент парного катания. Партнер подбрасывает партнершу над головой, партнерша совершает обороты в горизонтальной плоскости, партнер ловит ее и ставит на лед в позицию выезда.
ПРЫЖОК В ЛИБЕЛУ вращение. Фигурист скользит вперед на левой ноге и приземляется на правую. Вращение происходит назад.
РИТТБЕРГЕР (LOOP) при исполнении риттбергера не используется ни мах, ни удар зубцом. Выпрыгивание происходит с дуги, на которой находится опорная нога.
СВОБОДНАЯ НОГА нога, которая не касается льда.
СКОБКА (BRACKET) поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Если мысленно продолжить дугу, по которой фигурист начинает исполнять поворот, то получится круг и при тройке получится движение "левым боком к центру круга лицом к центру круга правым боком" (тройка LFO), а при такой же (LFO) скобке будет "левым боком к центру круга спиной к центру круга правым боком". Скобка более сложный поворот, чем тройка, поскольку требует большего мастерства и умения владеть своим телом. В некотором роде тройка поворот "естественный", по направлению движения, он получается практически сам собой, а скобка "противоестественный". Скобку используют в основном в дорожках шагов, и выглядит это приблизительно как быстрая смена направления движения: сначала лезвие "едет" зубцом вперед, потом на короткое время оказывается зубцом назад, а потом опять вперед.
СКРУЧИВАНИЕ ТУЛОВИЩА поворот верхней части туловища по отношению к нижней по продольной оси. Положительным направлением скручивания туловища считается направление в сторону закругления дуги. Отрицательным направлением скручивания туловища считается направление, противоположное закруглению дуги.
СМЕНА НАПРАВЛЕНИЯ переход от скольжения вправо к скольжению влево или наоборот.
СМЕНА ФРОНТА переход от скольжения вперед к скольжению назад или наоборот.
СОБАЧКА (FAN SPIRAL) свободная нога поднимается выворотно вверх в поперечный шпагат, корпус отклоняется в центр круга. В идеале линия ног должна не иметь изгибов. Положение рук произвольно.
ТВИЗЛ (TWIZZLE) шаг, который используется, в основном, в танцах на льду. Это нечто среднее между многократной тройкой и вращением: быстрый поворот на одной ноге с незначительным продвижением. Чем быстрее поворот и чем меньше смещается спортсмен, тем лучше. Для танцев обязательным являются серии твиззлов, которые партнеры исполняют синхронно.
ТОДЕС этот элемент считается одним из наиболее сложных в парном фигурном катании. При исполнении тодеса партнерша скользит на одной ноге в горизонтальном положении. Партнер выполняет циркуль назад наружу. Тодес может исполняться назад наружу, назад внутрь и вперед наружу (по ребру, на котором скользит партнерша).
ТРОЙКА (ТРОЕЧНЫЙ ПОВОРОТ) (THREE TURN) поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3. Одна из самых распространенных троек выглядит так: фигурист скользит вперед на наружном ребре левой ноги, затем поворачивается на 180 градусов через левое плечо («в центр круга») и продолжает скользить на левой ноге, но назад и на внутреннем ребре. Эта тройка используется при заходах на сальхов и флип. Остальные варианты выглядят приблизительно также, например, один из заходов на риттбергер начинается с тройки «вперед внутрь»: фигурист скользит на правой ноге вперед внутрь, поворачивается и движется назад на наружном ребре. Когда тройки используют в качестве заходов на прыжки вторая часть («после поворота») часто срезается, фигурист просто выпрыгивает в воздух с необходимого ребра, но иногда используют так называемые «многократные» тройки (когда повороты исполняются один за другим без остановки), например Ирина Слуцкая часто использовала многократные тройки для захода на тройной риттбергер.
ТРОЙКА РИТТБЕРГЕРОВАЯ шаг со сменой фронта движения и ребра. Например, движение начинается в левую сторону, и спортсмен едет на левой ноге. Выполняется широкий шаг, как при подсечке, затем переход на правую ногу. Левая остается спереди. Затем выполняется тройка на правой ноге назад наружу, вперед внутрь. Дальше следует переход на левую ногу назад внутрь и снова толчок на правую.
ТУЛУП (TOE LOOP) зубцовый прыжок. Удар производится зубцом левой ноги. Чаще всего этот прыжок используется в качестве второго в каскаде.
ФЛАЖОК (Y spiral) свободная нога поднимается выворотно вверх в поперечный шпагат и удерживается там одноименной рукой.
ФЛИП (FLIP) зубцовый прыжок. Используется зубец правой ноги. Может выполняться с тройки вперед наружу или с моухока.
ЦИРКУЛЬ (PIVOT) скольжение на любом из ребер на ход вперед или назад с постановкой свободной ноги на зубец в центр спирали. Циркули на ход вперед предваряются постановкой ноги на зубец. На ход назад, напротив, сначала скольжение, затем зубец.
ЧОКТАУ (CHOCTAW) шаг с использованием обеих ног. В отличие от моухока, это смена ноги, направления движения и ребра. Используется в основном танцорами, реже одиночниками в дорожках шагов.
ШАРЛОТТА (CHARLOTTE SPIRAL) спираль с переводом корпуса в вертикальное положение параллельно опорной ноге и подъемом свободной ноги в полный шпагат вверх.
ШАССЕ один из самых простых шагов в фигурном катании. Выполняется со сменой ноги и ребра скольжения, без смены фронта и направления движения. Может начинаться с правой и левой ног, вперед и назад, наружу и внутрь. Пример: левая вперед наружу, далее к ней подтягивается правая нога и ставится вперед внутрь, левая слегка поднимается надо льдом, но остается по шестой позиции (мысок к мыску, пятка к пятке).
ШЕЗЛОНГ (INVERTED SPIRAL) лежачая спираль. Из позиции ласточки корпус и свободная нога выворачиваются «лицом» вверх.
ШПАГАТ (ПРОДОЛЬНЫЙ) (SPLIT JUMP) зубцовый прыжок в позицию продольного шпагата с флипового или тулупного захода, приземление на ход вперед на зубец маховой ноги и сразу переход на ход вперед толчковой ноги.