Уважаемые спортсмены и организаторы мероприятий! Мы открыты к сотрудничеству и готовы стать вашим информационным партнёром. Пишите нам по всем интересующим Вас вопросам и предложениям. Телефон +7 953 145 86 17   WhatsApp ВК: vk.com/vsporte24spbu email: 26048282@mail.ru

Спортивный словарь Борьба


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

(МАЕ) САНМАЕ Болевая (парная) точка на корпусе (область печени селезенки)

АБАДА Associacao Brasileira de Apoio e Desenvolvimento da Arte capoeira (бразильская ассоциация поддержки и развития искусства капоэйра)

АБАНГ (ABANG) приготовиться к защите

АБАНИКО (ABANIKO) удар или блок в веерном стиле

АБЕСЕДАРИО (ABECEDARIO) «ABC», основы

АБИЕРТА (ABIERTA) открытая позиция

АВАНТЭ (AVANTE) нападающий

АВАСЭ вместе, соединенно

АГАВ (AGAW) захватить, провести обезоруживание или отбросить

АГАВ-САНДАТА (AGAW-SANDATA) разоружение и использование этого же оружия

АГОГО музыкальный инструмент, двойной металлический колокольчик, на котором играют, ударяя по нему палочкой

АГЭ подниматься

АГЭ УКЭ верхний блок

АГЭ ЦУКИ подбивающий снизу вверх удар

АИ УЧИ одновременно проведенный равнозначный прием

АКАЙ (АКА) "красный" условное обозначение спортсмена, находящегося справа от рефери

АЛДАБИС (АLDABIS) диагональный порез, удар или апперкот

АЛУНО ученик, начинающий, первые уровни капоэйристов от серого до оранжево синего пояса

АМАЗОНИЯ один из стилей игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы подражают движениям животных, при этом используя преимущественно нижнюю технику

АНГОЛА см. Капоэйра Ангола

АНГОЛЕЙРУ человек, играющий капоэйру Ангола

АНДЗА Сидячее положение со скрещенными ногами

АНИМ (ANIM) шесть

АНТАВ (ANTAW) длинная дистанция

АПАТ (APAT) четыре

АППЕРКОТ КУА правый апперкот кулаком

АППЕРКОТ САЙ левый апперкот кулаком

АРАМЕ Буквально “проволока”. Струна для беримбау. Араме соединяет оба конца верга (деревянного лука) образуя беримбау. Для изготовления араме обычно берется корд из старых автопокрышек. Раньше для этого использовали сухожилия животных

АРДЖАРН мастер

АРИГАТО! Благодарю!

АРМАДА удар ногой с разворота ребром стопы

АРМАДА ДУПЛА вертушка в прыжке с двумя сдвинутыми вместе ногами

АРМАДА КОМ МАРТЭЛУ боковой удар в прыжке с разворотом в воздухе (наносится подъемом стопы или передней частью голени)

АРМАДА ПУЛАДА армада в прыжке

АРНИСАДОР (ARNISADOR) боец на палках

АРРАСТАУ бросок с помощью рук и головы

АТАБАК(Е,У) барабан для аккомпанирования капоэйристским рода. Практически аналогичен барабанам конга

АТРАС (ATRAS) отступление

АТЭ ВАДЗА техника использования ударов по жизненно важным точкам

АТЭМИ ВАДЗА удар в жизненно важную точку, зону

АТЭРУ ударять, атаковать

АУ АБЕРТУ колесо

АУ АГУЛИ рандат

АУ БАТИДО удар, стоя на одной руке, в разножке (клюв попугая)

АУ ДИ КОСТА Ау назад, похожее на макаку

АУ ДУБРАУ колесо с выходом через мостик

АУ ЖИРАТОРИЯ колесо с вращением

АУ КОРТАДУ колесо, оборванное на половине движения

АУ ПОНТЭ СЭМ МАУ колесо без рук с прогибом в спине в конце движения

АУ СЭМ МАУ колесо без рук

АУ ФЕШАДУ Ау с согнутыми перед грудью ногами

АУ ФЛОРИС бланш

АУ ЧИБАТА переход в нижние позиции со скруткой через руки с ударом прямой ногой

АУ ЭСКУСИТО перевёрнутое ау

АШЕ чувство радости, эйфории; энергетика капоэйра, состояние капоэйристов в роде (см. рода)

АШИ БАРАИ подсечка

АШИ ВАДЗА техника ударов ногами

АШИ КУБИ подъем стопы

АШИ НО юби пальцы ног

АЮМИ АШИ обычный шаг

АЮТИЯ древняя столица Сиама

БАГОНГ-ПАСОК (BAGONG-PASOK) начальный уровень ученика

БАГУХАН (BAGUHAN) начинающий

БАЙВАНГ (BAYWANG) бедро

БАКЕТА Деревянная палочка примерно 30 см в длину. Ударяя ею по струне играют на беримбау

БАЛАРАУ (BALARAW) кинжал

БАЛИ (BALI) перерыв

БАЛИГТАД (BALIGTAD) обратный или изнутри

БАЛИК (BALIК) вернуться или отступить

БАЛИСОНГ (BALISONG) нож «бабочка»

БАНАНЕЙРА нанесение ударов ногами, стоя на руках

БАНАТАН (BANATAN) бой в полный контакт

БАНГКОК столица Таиланда

БАНДА ДИ КОСТА подсечка выбивание ноги партнёра

БАНДА ДИ ФРЕНЧ подсечка

БАНСАЙ-БАНСАЙ (BANSAY-BANSAY) тренироваться или нарабатывать

БАНТАЙ-КАМАЙ (BANTAY-KAMAY) поддерживать, подставлять, «живая» рука

БАНЬМАБУ половинная Мабу

БАО ТАЙ подушки для ударов ногами в тайском боксе

БАО ТОНГ защитный пояс илиподушка для живота

БАРА-БАРА (BARA-BARA) неправильная техника

БАРАЙ сбивание, отодвигание

БАРАУ (BARAW) кинжал

БАРТИКАЛ (BARTICAL) вертикальный порез/удар

БАСАГ (BASAG) сломаный

БАССАЙ "Проникновение в крепость", название ката

БАСТОН (BASTON) палка

БАТ тайская валюта

БАТЕРИЯ оркестр капоэйра

БАТИ-БАТИ (BATI-BATI) использование короткого конца палки

БАТИЗАДУ церемония вручения первого пояса, посвящение, на церемонии батизаду капоэйрист может получить прозвище

БЕНГЕЛА один из стилей игры капоэйра, в котором удары выполняются медленнее чем джинга, а движения выполняются в основном с опорой на три точки

БЕНСУ прямой удар (наносится пяткой)

БЕНСУ ПУЛАДА прямой удар в прыжке

БЕРИМБАУ Музыкальный струнный инструмент, имеющий форму лука, который задает темп мелодии и, соответственно, темп капоэйристской игры. Состоит из гибкой палки с натянутой металлической струной и резонатором из высушенной тыквы, считается самым древним музыкальным инструментом из известных. Как правило в рода присутствуют три беримбау: гунга, медио и виола или виолинья, однако мастер Бимба практиковал использование для роды только одного беримбау.

БИГАЙ-БАЛИ (BIGAY-BALI) техника освобождения от болевого замка

БИГАЙ-ГАЛАНГ (BIGAY-GALANG) приветствие

БИМБА мэстрэ, основатель направления Режиональ, благодаря ему капоэйра стала широко известна

БИНАЛИ (BINALI) перерыв, пауза

БИНБУ исходная стойка (пятки вместе, носки врозь)

БИСИГ (BISIG) рука

БИХАСА (BIHASA) эксперт

БОЕВЫЕ СРЕДСТВА РУКОПАШНОГО БОЯ способы применения личного оружия, предметов снаряжения, подручных средств, борьбы без оружия выполняемые в виде соответствующей боевой динамической цепочки движений.

БОКА ДИ КАЛЬСА бросок с обхватом за обшлаги штанов

БОЛЕВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КИСТЬ биомеханически обусловленные воздействия на кистевой сустав и пальцы, позволяющие решать боевую задачу и при необходимости управлять противником.

БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ И ЗОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА анатомически обусловленные участки тела человека, специальные воздействия на которые помогают решать боевые задачи и при необходимости управлять противником.

БОТХАН (BOTHAN) школа боевых искусств

БРАСО (BRASO) рука

БУКАС (BUKAS) открытая позиция

БУКЛИС (BUKLIS) техника ударов снизу вверх по «8»

БУНО (BUNO) бросок или сваливание

БУНОТ (BUNOT) отобрать меч

БУСИН стойки

БУФА передвижения

БУЦУКАРИ автоматически выполненное движение

БЯНЬЦЮАНЬ хлещущий кулак (обычно в южных стилях, удар обратной стороной кулака, чаще всего наотмашь)

ВАЗА АРИ спортивная оценка меньше, чем иппон

ВАЙ поклон

ВАЙ КРУ ритуальная церемония приветствия учителя

ВАЙБАЙЛЯНЬ раскрывающийся лотос

ВАЙБАЙТУЙ круговой мах ногой наружу

ВАЛА (WALA) на лево

ВАЛИС (WALIS) высекать

ВАЛО (WALO) восемь

ВАНКАН название ката

ВЕРГА Палка длиной около полутора метров, из которой изготавливают дугу для беримбау. Обычно для этого используют ветви бразильского дерева бириба, но годится любой упругий сорт, например, орех

ВИНГ бежать

ВИНГАЧИВА выталкивание плечом через бедро

ВИНТЕМ Синоним – добрао. Старая бразильская или португальская монета. Так же называется предмет (тяжелая монета, шайба или плоская галька) , используемый для игры на беримбау. Нажимая им на струну арамэ получают высокий звук, приподняв – низкий, слегка касаясь – приглушенный дребезжащий

ВИОЛА, ВИОЛИНЬЯ Беримбау, имеющее самую высокую тональность в оркестре, как сольная или ведущая гитара. В сопровождении гунга и медио используется для синкопирования и импровизации

ВИТИК (WITIK) хлесткий удар за счет движения кисти

ВО ДО МОРСЕГУ удар толчок 2 мя ногами в прыжке

ВОЛНЫ специальные подготовительные упражнения составляющие базовую основу техники движений русского стиля рукопашного боя, волнообразные движения тела человека формируют биомеханически правильную экономичную и эффективную технику ударов, защит и других элементов необходимых в рукопашном поединке.

ВОЛЬТА АУ МУНДО перерыв в игре, в котором играющие капоэйристы не выходя из круга совершают один или несколько обходов круга против часовой стрелки, после чего продолжают игру

ВОЛЯ (СИЛА ВОЛИ) сознательные усилия, направленные на преодоление препятствий на пути к определенной цели. Воля всегда проявляется в преодолении "не могу" и "не хочу" через "надо". Быть волевым означает повседневный труд в преодолении самого себя. Воля не внушается, ее надо постояннно тренировать. "Воля регулирует поведение. Воля является последним фактором, который обеспечивает окончательное подавление страха и проведение атаки."

ВОНГ МУАЙ музыкальное сопровождение для боксерских поединков

ВЫБИВАНИЕ удар (серия ударов) по особой траектории и по специальным точкам рук противника в результате чего из кисти выпадает ранее удерживаемый им угрожающий предмет (холодное или огнестрельное оружие, подручные средства).

ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ перемещение центра тяжести тела противника за площадь опоры.

ВЫЗОВЫ действия проводимые для того, чтобы спровоцировать противника на нужные атакующие действия, чтобы затем заране подготовленной контратакой поразить его.

ГАЙБУ передний скрестный шаг

ГАККО школа боевых искусств

ГАЛАНГ (GALANG) уважение

ГАЛИНГ (GALING) искусный, опытный

ГАЛОПАНТЭ удар ладонью

ГАМАГАН рефери

ГАНЖ удар подошвой

ГАНКАКУ "Журавль на скале", название ката

ГАНТИНГ (GUNTING) травмирующий блок

ГАРОТЭ (GAROTE) палка, обычно используется для симуляции меча

ГАРУДА мифическое существо

ГАССО РЭЙ КАМАЭ Позиция приветствия

ГАЭШИ контратака

ГИТНА (GITNA) центр

ГИТО проигрыш участника боя из за полученной травмы

ГЛОНГ КЭК барабан, использующийся для музыкального сопровождения

ГО сила, твердость

ГО НО СЭН тактика перехвата инициативы в бою

ГОДЗЮШИХО (ДАЙ, ШО) "54 движения", название двух ката

ГОМЭН при выходе из зала во время тренировки "Извините!"

ГОСИН ДЗЮЦУ техника самообороны

ГОУ «крюк», т. е. пальцы собраны в щепоть, рука согнута в запястье

ГОХО Жесткая техника. Удары, блоки.

ГРАДЖАБ паховый протектор

ГРАДУАДО уровень капоэйриста, соответствующий синему поясу

ГРИМАШ палки для макулеле

ГУЙЦЮАНЬ крюк в горизонтальной плоскости

ГУНБУ стойка лука

ГУНГА Беримбау бас. При игре вместе с беримбау медио и виолинья задает ритм. Обычно на нем исполняют одну из базовых тем с незначительными вариациями. Инструмент с особенно глубоким звучанием также называют берра бои (по португальски значит «ревущий бык»)

ГУНФУ высокое мастерство

ГУРО (GURO) учитель

ГЭДАН нижний уровень тела (ниже пояса)

ГЭДАН БАРАИ нижний сбивающий блок

ГЭДАН ГАМАЭ позиция с гэдан бараи

ГЭЙКО тренировка

ГЭРИ удар ногой

ГЭТА деревянные (для тренировок железные) сандалии

ГЯКУ КАЙТЭН "обратное" вращение корпуса

ГЯКУ МАВАШИ ГЭРИ "обратный" круговой удар ногой

ГЯКУ ЦУКИ "разноименный" удар рукой

ГЯКУ ЦУКИ/ГЕРИ Удар задней рукой/ногой

ДААБ меч

ДАБЛ (DOBLE) двойной

ДАБЛ БАСТОН (DOBLE BASTON) тренировка с двумя палками

ДАГА (DAGA) кинжал или короткая палка

ДАДСИН судья, судить

ДАЕТ удар ногой

ДАЕТ КАА низкий удар ногой

ДАЕТ КОР удар ногой в шею

ДАЕТ ЛАМ ДУАХ удар ногой по корпусу

ДАЙСЯРИН Колесо на руках

ДАЙТАЙ Бедро

ДАКИП (DAKIP) захват

ДАКОП (DAKOP) ловить

ДАЛАВА (DALAWA) два

ДАЛАВАМПУ Т ИСА (DALAWAMPU T ISA) двадцать один

ДАЛАВАНГ (DALAWANG) двойной

ДАМДАМ (DAMDAM) чувствовать или чувствительность

ДАНЬЦЗЯНЬ вращение одной рукой в плечевом суставе

ДАТ ДУРД ДАЕТ круговой удар ногой в прыжке

ДАЧИ стойка

ДЕЙСТВИЯ В РУКОПАШНОМ БОЮ это двигательные акты бойцоов, подчиненные решению конкретных задач (обезоружить,атаковать) и направленные на достижение цели (победить противника). Действия в процессе подготовки должны стать для бойца индивидуальными и привычными.

ДЕЛИКАДО (DELIKADO) опасность

ДЕРН МУАЙ боксерский шаг

ДЖИМ ТОНГ удар кулаком по корпусу

ДЖИНГА покачивание, шаг, танец, визитная карточка капоэйра, "раскачивающееся" передвижение во время поединка

ДЖОГО Переводится как «игра». Относится ко всему, происходящему внутри круга (рода). Джогар – играть капоэйра. Джогадор – капоэйрист

ДЖОТ ЯНГ низкий круговой удар ногой

ДЖУДЖИ АСИ Шаг со скрещиванием ног

ДЖУН ЦУКИ/ГЕРИ Удар передней рукой/ногой

ДЗЁГАЙ выход за пределы площадки

ДЗАДЗЭН медитация в положении сидя

ДЗАНШИН готовность к отражению атаки

ДЗАРЭЙ поклон

ДЗИГО камаэ низкая боевая стойка

ДЗИИН название ката

ДЗИКУ аши опорная нога

ДЗИОН название монастыря в Китае, название ката

ДЗИТТЭ вилы с двумя зубьями разной длины, оружие кобудо

ДЗИЮ мягкий, гибкий, свободный

ДЗИЮ КУМИТЭ свободный спарринг

ДЗЮТЭ (ДЗИТЭ) "10 рук" название ката

ДЗЮХО Мягкая техника. Освобождения от захватов, броски, удержания.

ДЗЮЦУ искусство, техника

ДИБ-ДИБ (DIB-DIB) грудная клетка

ДИКИТАН (DIKITAN) очень близко, близкое расстояние

ДИНБУ Т-образная

ДИНЧЖОУ «колющий» удар локтем вперед

ДО КЯКУ движущаяся нога (при перемещениях)

ДОБЛЕТЭ (DOBLETЕ) повторять, дублировать, двойной

ДОБРАУ монета или камешек, с помощью которого музыкант прижимает струну беримбау

ДОДЗЁ ЧЁ Ответственный по Додзё

ДОЙ МАТ удар кулаком

ДОЛГ моральная обязанность перед обществом.

ДОНУ ДА РОДА человек, ведущий роду

ДОС (DOS) два

ДОС ЛАБАХАС (DOS LABAHAS) два лезвия

ДОС МАНОС (DOS MANOS) две руки

ДОСЕ ПАРЭС (DOCE PARES) «12 пар или 12 ударов»; система

ДОСТОИНСТВО твое отношение к самому себе.

ДУБРАУ монета для игры на беримбау

ДУКОП (DUKOP) ловить

ДУКОТ (DUKOT) отбрасывать

ДУЛИБУ, ТИСИ (ТХИСИ) на одной ноге

ДУЛО (DULO) маленькая палочка

ДУМОГ (DUMOG) филиппинское искусство борьбы

ДУНГАБ (DUNGAB) ударить кулаком

ДУСЛАК (DUSLAK) укол

ДЭ КАДЭНА (DE CADENA) «цепь»

ДЭ КУЭРДАС (DE CUERDAS) система

ДЭАШИ БАРАИ подсечка

ДЭДЭЙРА удар пальцами в глаза

ДЭНТУЙ прямой удар пяткой

ДЭПЭНСА (DEPENSA) защита, оборона; человек, играющий защитную роль в тренировке

ДЭФУНДО (DEFUNDO) неподвижный, непоколебимый

ЖОГУ (ЖОГА) игра, поединок

ЖОЭЛЯДА удары коленями

ЗАГИБ рычаг, при котором конечность противника заводится назад (за спину, за голову).

ЗАДЕРЖАЛИСЬ Тин (тхин)

ЗАКОНЧИТЬ Цзешу

ЗАМОК способ соединения рук с помощью пальцев или захватом кистью одной руки предплечья другой.

ЗАЩИТА ШАГАМ НАЗАД защитное передвижение шагом с подшагом назад на минимально безопасное от развивающейся атаки противника расстояние (защита на дальней дистанции).

ЗАЩИТА ШАГОМ В СТОРОНУ защитное передвижение, обеспечивающие технически рациональный уход с линии атаки противника с созданием удобного положения для последующей контратаки.

ЗЕН СОКУТЭЙ Подушечка под пальцами (ног)

ЗЕН ТЕНКАН Поворот на 180 градусов

ЗНАК ВОПРОСА специальные подготовительные упражнения базовой техники русского стиля рукопашного боя, представляющие собой движение частей тела по траектории знака "?" (половина "8") на основе биомеханики "волны", помогающие правильно освоить работу с центром тяжести при проведении некоторых ударов и выведений из равновесия.

ИАЙ мгновенная защита и контратака в одном движении

ИБАБА (IBABA) внизу или под

ИБАБАВ (IBABAW) над или на верху

ИБУКИ дыхательное упражнение

ИЗГОТОВКА К БОЮ наиболее удобное положение бойца по отношению к противнику, позволяющее ему осуществлять свои намерения и предупреждать и пресекать действия противника (применяются термины изготовка к бою с ножем, штыком, оружием)

ИКОТ (IKOT) поворот

ИЛАГ (ILAG) сдаваться

ИЛАЛИМ (ILALIM) снизу

ИНЬЧЖУА когти орла (пальцы вместе, согнуты)

ИПИТ (IPIT) проводить болевой прием или захват

ИППОН один, чисто проведенный прием, оценка

ИСА (ISA) один

ИСА-ПА (ISA-PA) еще раз, опять

ИСАНГ (ISANG) одиночный

ИТААС (ITAAS) над, выше или спереди

ИТАК (ITAK) длинный меч или боло

ИУНА ритм и стиль игры, придуманный местре Бимба, при котором капоэйристы демонстрируют сложную технику и акробатические элементы

ИЦЮАНЬ позиция, при которой центр кулака направлен вверх

ИЧИДЖИ КАМАЭ Стойка с открытой ладонью на среднем уровне (защитная)

ЙЕК брэк (команда рефери)

ЙО(Е)П МАККИ блок рукой в сторону.

ЙОК КРУ церемония посвящения

ЙОКО МАВАШИ УЧИ круговой горизонтальный удар рукой

ЙОКО ХИДЗИ АТЭ удар локтем в сторону

ЙОМИ умение "читать" намерения противника по выражению его лица

ЙОРИ АШИ шаг, сначала двигается передняя нога, затем задняя (стойка не меняется)

ЙУД стоп (команда рефери)

КАА вежливая форма обращения, которую используют женщины

КААЮСАН (KAAYUSAN) порядок или организация

КАБАКАС (KABAKAS) партнер или ассистент

КАБАСА Высушенная тыква, в которой проделано круглое отверстие. Выполняет функцию резонатора в беримбау, усиливая звуки издаваемые бакетой. Прикрепляется к верге той же веревочной петлей, что стягивает струну араме

КАБЕСАДА удар головой

КАГИ ЦУКИ удар крюк

КАДЕНА (KADENA) серия движений

КАДЭНА ДЕ МАНО (CADENA DE MANO) «цепь рук», система

КАЙ союз, организация

КАЙ МУАЙ боксерский лагерь

КАЙЛИБУ прямая стойка (ноги на ширине плеч)

КАЙСИН УКЕ Уход в сторону с поворотом плоскости стояния

КАЙСОКУ ЧУДАН КАМАЭ Ноги на ширине плеч, кулаки на среднем уровне

КАЙТЭ отвернуться

КАКАТО пятка

КАКЭ сближение

КАЛАС (KALAS) разоружение

КАЛАС-САНДАТА (KALAS-SANDATA) техника разоружения

КАЛАСАГ (KALASAG) щит

КАЛАХАТИ (KALAHATI) половина

КАЛИВА (KALIWA) левая сторона

КАЛОУРУ человек, который сравнительно недавно начал заниматься капоэйрой

КАМАЙ (KAMAY) рука

КАМАЙАН (KAMAYAN) тренировка с пустыми руками

КАМАРА "друг", "товарищ" так капоэйристы называют друг друга

КАМАРАДИНЬЯ восхваляющая песня

КАМАЭ боевая стойка

КАМАЭТЭ встать в камаэ

КАМОТ (KAMOT) ударить рукой

КАНАН (KANAN) правая сторона

КАНГ ВОНГ круговой удар ногой

КАНИ АСИ «Ноги краба». Специфическое передвижение в Сёриндзи кэмпо

КАНСЭЦУ сустав

КАНСЭЦУ ГЭРИ удар ногой по суставу

КАО Лицо

КАО ВОНГ круглое колено

КАО ДРОНГ прямое колено

КАО ЛОЙ см. "летящее колено"

КАО НОЙ низкое колено

КАПАТИД (KAPATID) брат

КАПОЭЙРА афро бразильское боевое искусство

КАПОЭЙРА АНГОЛА После открытия в 1930 г. мастером Бимба капоэйры Регионал, традиционный стиль капоэйры стал называться Ангола. Обычно в Ангола используют более медленный ритм и держатся ближе к земле, чем в Регионал. Индивидуальные поединки как правило требуют больше времени, особое внимание отводится телесному диалогу, эстетическим качествам и маландрагем

КАПОЭЙРА РЕГИОНАЛ Стиль капоэйры, созданный в Байе мастером Бимба (Маноэль дос Рейс Мачадо) в 30 е годы этого столетия. Бимба видоизменил многие удары традиционной капоэйры, и сформировал более агрессивный и менее “приземистый” стиль. Регионал отличается от Ангола и более быстрой игрой беримбау, на котором в основном исполняют какой либо из ритмов, составленных мастером Бимба. Сегодня чистый стиль Регионал, практиковавшийся мастером Бимба и его учениками, довольно редок. Наибольшее распространение получила гибридная школа, которую можно назвать Регионал/Сензала (см. Сензала)

КАРА Китай, китайский (времен эпохи Тан)

КАРАДА Тело

КАРИБЭ прямой удар пяткой в Негачиве

КАРУНУНГАН (KARUNUNGAN) навыки, знания

КАРЭРА (CARERA) круговое движение или вращение

КАСА (KASA) принимать вызов

КАСАМА (KASAMA) компаньон, друг

КАТАВАН (KATAWAN) тело или торс

КАТАПАТАН (KATAPATAN) терпимость, спокойствие

КАТИПУНАН (KATIPUNAN) организация, ассоциация или братство

КАЧИ победа

КАШИШИ погремушка, шейкер, плетёная корзиночка с зёрнами внутри. Держа её в правой руке и встряхивая в такт музыке, музыкант, играющий на беримбау, акцентирует ритм

КАЭТЭ развернуться на 180o

КЕДА ДИ ГИНЧ перевернутая позиция, стоя на согнутых руках и голове с опорой локтём в боковую область туловища

КЕДА ДИ КВАТРО отползание, уход назад на 4 х конечностях

КЕДА ДИ ТРЭС защитная позиция сидя на носках

КЕН УКЕ Блок кулаком

КЕНКОЙ (KENKOY) термин, использующийся для нереалистичных или не практичных стилей боя

КЕНСИ Занимающийся Сёриндзи Кэмпо

КЕРИ АГЕ Удары ногой в верхний уровень

КЕРИ/ГЕРИ Удар ногой. В словосочетаниях произносится как «гери».

КЕСШУ КАМАЭ Позиция внимания

КЕШАДА удар прямой ногой наружу (наносится внешней частью стопы)

КИАЙ "сверхсила", момент полной концентрации

КИБА ДАЧИ стойка всадника

КИЗАМИ тычек рукой

КИЛОС (KILOS) движение

КИЛОС-ПАА (KILOS-PAA) работа ног

КИМЭ концентрация

КИН низ живота, пах

КИН ГЭРИ удар ногой в пах

КИНА-ИЯ (KINA-IYA) естественный

КИРИЦУ Встать

КИХОН техника

КОБУДО японское боевое искусство, техника работы с подручным оружием

КОКОРИНЬЯ защитная позиция, полусидя на корточках

КОКУЦУ ДАЧИ задняя стойка

КОНВОИРОВАНИЕ доставка противника в нужное место под воздействием болевого контроля (или под угрозой оружия).

КОНТРА (CONTRA) противник

КОНТРАДА (CONTRADA) противопоставление или противостояние

КОНТРАТАКИ по своей структуре являются ответными атаками, выполняемыми после защит.

КОО ЕК главная схватка

КОРДАУ шнур, пояс, верёвка. Цвет кордау определяет уровень капоэйриста

КОРПО ФЕШАДО «закрытое тело». Человек, который с помощью специальных магических ритуалов якобы стал практически неуязвимым для всевозможных видов оружия

КОРРИДОС И КВАДРОС Песни, состоящие из одного двух куплетов, запеваемых солистом и доканчиваемых хором. Это самые короткие из трех типов песен для рода, присутствующие как в капоэйре Регионал, так и Ангола

КОРТО (CORTO) ближняя дистанция

КОСА ДАЧИ стойка со скрещенными ногами

КОСЯ Нападающий в рандори

КОТЭ запястье

КРААБ вежливая форма обращения, используемая мужчинами

КРАБИ КРАБОНГ тайское искусство владения оружием

КРИС (KRIS) изогнутый меч или нож

КРОССАДА (CROSSADA) перекрещивать

КРУ учитель

КРУАНГ РУАНГ священный амулет, который носят вокруг бицепсов

КРУЗ бросок при атаке с помощью Бенсу и т. п.

КРУЗАДА (CRUZADA) перекрестный блок и удар

КУА правый, право

КУАДРАС Четверостишья диалоги, исполняемые солистом и хором

КУАНГ ЛЬЕУЛАНГ удар ногой назад с поворотом

КУАТРО (CUATRO) четыре

КУАЦУ приемы реанимации

КУМАДЭ Основание ладони

КУМАДЭ ЦУКИ Удар основанием ладони

КУМИТЭ поединок в каратэ

КУМО АСИ «Ноги паука». Специфическое передвижение в Сёриндзи кэмпо

КУНСИ (KUNSI) техники борьбы

КУНТАО (KUNTAO) «путь кулака», система безоружного боя

КУТАВЕЛАДА удар локтём

КХУН ДАА СУ защитная позиция

КЭАГЭ подхлестывающий удар ногой

КЭЙКО тренировка

КЭЙКОГИ одежда для тренировок

КЭЙРЭЙ ритуальный медленный поклон

КЭКОМИ пронимающий удар ногой

КЭНСЭЙ резкий выкрик

КЭНТО "голова кулака", форма кулака

КЭРИ удар ногой

ЛА КОНТРА (LA CONTRA) встретить удар

ЛА СЕГУИДА (LA SEGUIDA) следовать за ударом

ЛАБАН (LABAN) драться

ЛАБАН-ЛАРО (LABAN-LARO) упражнения для отработки боевых навыков или «игровой бой»

ЛАБАН-ПАЛУАН (LABAN-PALUAN) свободный бой

ЛАБАН-САНАЙ (LABAN-SANAY) тренировка боевых навыков

ЛАБАН-ХАНДА (LABAN-HANDA) позиция готовности

ЛАБАНАНГ-ДИТИКАН (LABANANG-DIKITAN) ближний бой

ЛАБАНАНГ-МАЛАПИТАН (LABANANG-MALAPITAN) бой на средней дистанции

ЛАБАНАНГ-МАЛАУЯНГ (LABANANG-MALAYUAN) бой на длинной дистанции

ЛАБАС (LABAS) снаружи

ЛАБАХА (LABAHA) лезвие

ЛАБАХАС (LABAHAS) лезвия

ЛАБИН-ИСА (LABING-ISA) одиннадцать

ЛАБО-ЛАБО (LABO-LABO) бой с применением подручных средств

ЛАДАИНЬЯ Песня, служащая типичным вступлением к рода или игре. В отличие от остальных песен в капоэйре, представляющих собой род диалога с хором, ладаинья исполняется солистом, обычно сидящим возле беримбау. В конце ладаиньи поющий без остановки переходит к канто де энтрада, в которой славит мастеров капоэйры, известных игроков и места, связанные с историей капоэйры. Каждая из здравиц как бы подтверждается хором игроков, повторяющих ее слова. Например солист запевает «Иэ, вива Пастинья» («Да здравствует Пастинья»). Хор отвечает «Э, вива Пастинья, камара». Ладаиньи – неотъемлемая часть капоэйры Ангола. Мастер Бимба заменял их пением куадрас и корридос (см. соответствующие термины)

ЛАКАН (LAKAN) инструкторский уровень, эквивалент черного пояса

ЛАНГКА (LANGKA) работа ног

ЛАНСИ (LANSI) растеряться или промахнуться

ЛАНСИНГ СИКАД (LANSING-SIKAD) вращающийся удар, резкий как укус

ЛАРГО (LARGO) длинный

ЛАРГО МАНО (LARGO MANO) длинная дистанция

ЛАРГОС (LARGOS) длинный

ЛАРО (LARO) играть

ЛАРОНГ (LARONG) играть

ЛАСЛАС (LASLAS) порезать на части

ЛАСТИКО (LASTIКO) стиль арнис

ЛЕНГУА ДЕ ФУЕГО (LENGUA DE FUEGO) быстрая серия колющих и режущих ударов

ЛИМА (LIMA) пять

ЛИХИМ (LIHIM) секрет

ЛИХИС (LIHIS) сторона, шаг в сторону

ЛИХЭТУЙ круговой мах ногой вовнутрь

ЛОБ (LOOB) внутри

ЛОК захват

ЛОК ЕУЛ удержание или захват

ЛУ «дорожка», обычно непрерывная последовательность движений в комплексе, выполняемая в одну сторону

ЛУБАД (LUBUD) смешивать

ЛУК МАЙ добавочный обманные приемы

ЛУМА (LUMA) старый

ЛУНБУ стойка дракона

ЛУНЧЖУА «когти дракона»

ЛУСОБ (LUSOB) атакующий, или партнер, выполняющий роль атакующего в процессе тренировки

ЛЮЭЧЖАН ладонь в форме листа ивы (базовая форма в чаньцюань, большой палец прижат)

ЛЯОЧЖАН «раскрывающаяся ладонь» (обращение ладони вверх)

МААЙ Дистанция

МАБИЛИС (MABILIS) быстро или скоростной

МАБУ стойка всадника

МАВАСИ ГЕРИ Круговой удар ногой

МАВАШИ круговой

МАГ-ОЛИСИ (MAG-OLISI) тот, кто практикует бой на палках

МАГАЛИНГ (MAGALING) опытный

МАЙ СИ СОК обманные приемы с использованием локтя

МАЙ СОК деревянные щитки для защиты рук

МАЙ-АЛАМ (MAY-ALAM) использовать навыки

МАЙТТА Я сдаюсь

МАКАКУ движение похожее на фляк через руку

МАКУЛЕЛЕ танец с деревянными палками

МАЛАЙУАН (MALAYUAN) далекий или отдаленный

МАЛАКАС (MALAKAS) сильный, мощный или влиятельный

МАЛАНДРАЖИ подлый обман; первая ступень в капоэйре

МАЛАНДРО Бродяга, мошенник, жулик. Является неотъемлемой принадлежностью легенд капоэйры и популярным персонажем в культурной традиции бразильской нации. Маландрагем капоэйры это синоним сложного в исполнении действия, преследующего труднопредсказуемые цели

МАЛАПИТАН (MALAPITAN) недалеко или близко

МАЛИСИА коварство, изящество, хитрость, злость

МАЛИСЬЯ хитрость, уловки, обманные движения в капоэйра

МАНДЖИНГЕЙРУ колдун; человек, владеющий манджингой

МАНДИНГА Магия или колдовство. Знание основных природных стихий и умение управлять ими с помощью магических ритуалов

МАНДИНГЕЙРО Человек, поднаторевший в мандинга

МАНДИРИГМА (MANDIRIGMA) воин

МАНО (MANO) рука

МАНО И МАНО (MANO Y MANO) рука к руке

МАРАМИНГ САЛАМАТ ПО (MARAMING SALAMAT PO) «Премного благодарен»

МАРИПОЗА вращение в прыжке вокруг оси, проведённой вдоль тела, в горизонтальной плоскости

МАРТЭЛУ ДИ ЖИРУ боковой удар из джинги с опорой на руки (наносится подъемом стопы)

МАРТЭЛУ ДИ ЧАУ боковой удар из негачивы с опорой на руки (наносится подъемом стопы)

МАРТЭЛУ ДИ ШТРАУ боковой щелчковый удар (наносится подъемом стопы)

МАРТЭЛУ РОТАДО боковой проносный удар (наносится подъемом стопы или передней частью голени)

МАРУНОНГ (MARUNONG) получающий навыки

МАСАТЭ развернуться

МАСИПАГ (MASIPAG) трудолюбивый

МАСУГИД (MASUGID) лояльный или посвященный

МАТ АТ апперкот

МАТ ДРОНГ прямой удар кулаком

МАТИБАЙ (MATIBAY) сильный

МАТЭ ждать

МАХУСАЙ (MAHUSAY) обученный

МАЭ вперед, передний

МЕА ЛУА ДИ КОМПАССО удар пяткой с разворота с опорой на руки

МЕА ЛУА ДИ ФРЕНЧ удар прямой ногой вовнутрь

МЕА ЛУА НА ГИНЧ Меа Луа с "опусканием" в Кеда ди Гинч

МЕА ЛУА СОЛТО вертушка без опоры на руки (наносится частью стопы)

МЕДИА, МЕДИУМ, МЕДИО Также просто беримбау или беримбау де сентро. В оркестре вместе с гунга и виолинья исполняет ту же роль, что и ритм гитара: играет базовую тему, периодически переходя к ее традиционым вариациям

МЕДИО (MEDIO) средняя дистанция

МЕСТРАНДО уровень капоэйриста, предшествующий местре, соответствует красному поясу

МЕСТРЕ Мастер капоэйры. Самый высокий уровень в капоэйра, соответствует красно белому поясу. Руководитель школы носит почётное звание грао местре и белый пояс. Во многих современных школах критерием мастерства является удовлетворение некоторым формальным требованиям. Традиционно же, это звание было символом признания заслуг капоэйриста со стороны других игроков и остального общества. Мастером становились после многих лет (обычно не менее десяти) практики игры и преподавания капоэйры.

МИЗУ НАГАРЭ КАМАЭ "позиция стекающей воды"

МИЗУ НО КОКОРО "дух как вода" незамутненность сознания

МИЦУДЭН секретная техника, тайные знания

МОНГКОН священная головная повязка

МОРОТЭ двумя руками

МОРТАЛ сальто

МУ И бессознательно

МУАЙ БОРАН старинный стил бокса

МУАЙ КААД ЧУРК бой с обвязанными кулаками

МУАЙ ПАХУЮТ название муай тай а ранний бангкокский период

МУАЙ САКХОН международный бокс

МУАЙ ТАЙ тайский бокс

МУГА МУШИ отрешенность

МУЖЕСТВО волевая способность действовать решительно, мобилизуя все свои силы, вплоть до самопожертвования.

МУКХА (MUKHA) лицо

МУЛИ (MULI) опять или еще раз

МУСУБИ узел, собрать вместе

МУСЯ СЮЙГО обычай переходить из школы в школу с целью повышения своего мастерства

МЭ УЧИ Удар пальцами по глазам

МЭЙКЬО "Отражение в зеркале", название ката

НАГАШИ сметать

НАГАШИ УКЭ сбивающий блок

НАГАШИ ЦУКИ "нарастающий удар"

НАК МУАЙ боксер

НАКА УПО (NAKA-UPO) сидящий

НАКАВ (NAKAW) подкрадываться

НАКАХАДА (NAKAHANDA) готовность

НАМ МУН МУАЙ масло для тайского бокса

НАМНАК вес

НАОРЭЙ Закончить приветствие

НАЧАЛИ Кайши или цзо (цзоу)

НЕ ПРАВИЛЬНО, НЕ ПОЙДЕТ Бусин!

НЕГАЧИВА нижняя позиция, сидя на носке одной ноги, с выпрямленной второй

НЕГАЧИВА АНГОЛА ангольский вариант негачивы

НЕГАЧИВА ДЕРУБАУ бросковая негачива

НИДЗЮШИХО "24 движения", название ката

НОГАРЭ дыхательное упражнение

НОДО Горло

НУКИТЭ рука копье

НУНЧАКУ цеп, оружие в кобудо

НЫРОК защитное действие представляющее собой группировку туловища с одновременным движением его под атаку противника.

НЭКО АШИ дачи "кошачья" стойка

ОБКАТКА специальные упражнения заключающиеся в поддержании постоянного контакта с конечностью или оружием противника

ОБМАНЫ действия вводящие противника в заблуждение по отношению к реально задуманным атакующим действиям (обманные движения, удары)

ОБЫСК поиск спрятанного оружия на теле противника находящегося под воздействием болевого контроля или

ОИ ЦУКИ удар кулаком с шагом

ОКУДЭН секретная техника школы

ОКУРИ АШИ шаг, двигается задняя нога, затем передняя (стойка не меняется)

ОЛИСИ (OLISI) палка

ОЛИСИ ХАЙ (OLISI-HAY) спарринг с палками

ОПО (OPO) уважительная форма согласия

ОРДАБИС (ORDABIS) удар обратным кулаком

ОСАЭ сбивать вниз

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЗАХВАТОВ устранение захвата противника с помощью сбиваний, ударов, рычагов, болевых приемов и выведений из равновесия.

ОСС традиционный знак готовности к работе

ОТБИВ ударное движение, выполняемое собственным оружием, конечностью (рукой или ногой) по оружию или по конечности противника с целью отведения их в сторону от линии движения к цели.

ОТОШИ УКЭ сбивающий блок

ПА УПО (PA-UPO) приседание, половинчатый шаг в сторону

ПАА (PAA) ступня

ПААВАС (PAAWAS) парировать

ПААЙОН (PAAYON) действовать не сопротивляясь силе

ПАГСАСАНАЙ (PAGSASANAY) тренироваться

ПАИВАС (PAIWAS) разрешать

ПАИКОТ (PAIKOT) круговой удар

ПАЙОНГ (PAYONG) зонт

ПАЙОНГ СА ИТААС (PAYONG SA ITAAS) блок «зонт» на верхнем уровне

ПАКАЛ (PAKAL) хват оружия со стороны большого пальца

ПАЛАД (PALAD) ладонь

ПАЛАКАС ПУЛСО (PALAKAS-PULSO) упражнения для развития силы кисти

ПАЛИТ (PALIT) менять, обменять

ПАЛИТ КАМАЙ (PALIT-KAMAY) сменить или поменять захват

ПАЛО (PALO) ударить

ПАЛУАН (PALUAN) обмен ударами

ПАЛЬМА прямой удар рукой

ПАМА-А (PAMA-A) работа ног

ПАНАЙ ИЛ (PANI-IL) работа ног

ПАНАСТАС (PANASTAS) резануть

ПАНГ ОЛИСИ (PANG-OLISI) бой на палках

ПАНГ УБОТ (PANG-UBOT) держать или захват

ПАНГАМОТ (PANGAMOT) техника защиты «пустыми руками»

ПАНГАНДАМ (PANGANDAM) позиция готовности или защиты

ПАНГИЛОГ (PANGILOG) разоружение

ПАНДЕЙРО(У) Бразильский бубен тамбурин

ПАНИМБАН (PANIMBAN) баланс

ПАНУКАД (PANUKAD) боевая стойка

ПАНЬЧЖОУ удар локтем (предплечьем) в горизонтальной плоскости

ПАСАДА ДЭ КОНТРА (PASADA DE CONTRA) парирование и удар

ПАСОК (PASOK) входить

ПАССО а дуас Связанные шаги – ритуализованное движение, встречающееся только в капоэйре Ангола. Пассо а дуас начинает один из игроков, застыв в центре круга с поднятыми руками. Другой приближается к нему используя какой либо из принятых способов подхода, вместе, они делают три шага вперед и назад, затем осторожно расходятся и продолжают игру. Как и вольта до мундо может использоваться, чтобы перевести дух или переломить ход игры в свою пользу

ПАСУЛОНГ (PASULONG) нападающий

ПАСУНГКИТ (PASUNGKIT) укол вверх

ПАТАЛИМ (PATALIM) кинжал или клинковое оружие

ПАТАЛОН (PATALON) прыганье или удары по разным уровням

ПАТИБОНГ (PATIBONG) захватывать, завязывать руки

ПАТРИОТИЗМ преданность и верность своей Родине.

ПАТУА Магический амулет, обычно носимый на шее для защиты от травм и злых духов

ПАУЙОН (PAUYON) следуя за силовой техникой

ПАХИМСУГ (PAHIMSUG) упражнения

ПАХИСА (PAHISA) режущее движение

ПАШТИНЬЯ мэстрэ, который основал школу капоэйры Ангола

ПЕКИТИ (PEKITI) ближняя дистанция

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ перемена местонахождения центра тяжести тела в пространстве с целью принятия удобного полдожения по отношению к противнику.

ПИ яванская флейта

ПИАУ ДИ КАБЕСА вращение на голове

ПИНАСАКА (PINASAKA) диагональный удар снизу вверх

ПИНАСАКА ТУХОД (PINASAKA TUHOD) резкий удар коленом

ПИНАТАГ (PINATAG) горизонтальный удар

ПИНАТИНДОГ (PINATINDOG) вертикальный удар сверху вниз

ПИНАХАНДОГ (PINAHANDOG) диагональный удар сверху вниз

ПИНГА (PINGGA) боевая система использования длинных палок

ПИНИД (PINID) блок, закрытая позиция

ПИНУТИ (PINUTI) длинный Висаянский меч

ПИНЬХЭН балансировка

ПИТО (PITO) семь

ПИЧЖАН (ПХИЧЖАН) рубящий удар ребром ладонью в вертикальной плоскости

ПЛАНСАДА (PLANSADA) горизонтальный порез/удар

ПЛАНЧАДА (PLANCHADA) горизонтальный удар

ПЛУМА (PLUMA) авторучка

ПО (PO) суффикс, выражающий уважение

ПОВЕРНУТЬ (СЯ) Чжуань Шэн

ПОВЕРНУТЬСЯ ВЛЕВО Цзо чжуань

ПОВЕРНУТЬСЯ ВПРАВО Ю чжуань (йоу чжунь)

ПОВТОРИТЬ Цзай цзо ибей

ПОДСЕЧКА подбив ноги противника подошвенной частью стопы.

ПОНТЭЙРА прямой удар

ПРА ДЖЕР священный амулет, который насят вокруг бицепсов

ПРАКСИОН (PRAKCION) реагировать быстрее, чем оппонент

ПРИГОТОВИТЬСЯ Юй-Бэй

ПРИЕМЫ ЗАДЕРЖАНИЯ специальные приемы рукопашного боя позволяющие парализовать сопротивление противника при задержании.

ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ поведение обусловленное определенной идеей, убеждением.

ПРОФЕССОР уровень капоэйриста, соответствующий коричневому поясу

ПУБУ вспомогательный шаг

ПУНИО (PUNYO) короткий край палки или любого другого оружия

ПУНОНГ ГУРО (PUNONG GURO) главный учитель и основатель системы

ПЭГ ГАЛАНГ (PAG-GALANG) выказывать уважение

РАДЖАДАМНЕРН стадион в Бангкоке

РАЙЗ Комбинация Меа Луа ди Компассо с Армада ком Мартэлу

РАЙОНГ город на востоке Таиланда

РАМ МУАЙ ритуальный танец

РАСТЕЙРА Подсечка, подкат. Одно из наиболее характерных движений капоэйры

РЕДОНДА (REDONDA) продолжительная техника ударов двумя палками

РЕДОНДО (REDONDO) сильный удар по круговой траектории

РЕЗИСТЕНЦИЯ позиция на четырех опорах спиной вниз

РЕКО реко трещётка

РЕЛОЖИО часы, вращение в горизонтальной плоскости на руке

РЕН УКЕ Двойной блок руками по центру тела

РЕТИРАДА (RETIRADA) избегать опасности

РИЦУРЭЙ поклон

РОДА По португальски значит «колесо». Круг, в котором происходит игра капоэйры. Обычно его границы обозначены стоящими игроками или зрителями. Символизирует солнце. Возглавляют круг музыканты, внутри круга танцуют игроки

РОДА ДИ РУА уличная рода

РОЛЕ смена Негачивы через 4 опоры, вращение

РОМПИДА (ROMPIDA) порез вверх вниз

РОПИЛЛОН (ROPILLON) техника двух палок или движение

РУКОПАШНОЕ ЕДИНОБОРСТВО заключается в бое(борьбе) одного против одного или одного с несколькими противниками, которые, как правило в определенной последовательности проводят действия друг против друга (атаки, защиты,ответные атаки).

РУКОПАШНЫЕ СХВАТКИ это групповые боевые действия, возникающие в местах упорного сопротивления противников при непосредственном соприкосновении(атака опорного пункта,обороне его,в засаде и т. д.).

РУКОПАШНЫЙ БОЙ (АРМЕЙСКИЙ) представляет собой вид боевой деятельности военнослужащих в ближнем бою с целью уничтожения, выведения из строя или пленения противника путем применения личного оружия, подручных средств, а так же без оружия.

РЭЙ приветствие

РЭНЗОКУ связка из нескольких приемов

РЭНМЭЙ союз, федерация

РЭНХАНКО Контратака (свободное продолжение)

РЭНЦУКИ связка из нескольких ударов руками

РЮ (РЮ ха) школа, направление, стиль

РЮСУИ УКЕ Уклон вбок волной

СА (SA) к или от

САБАЙАН (SABAYAN) атаковать одновременно, вместе

САБОЙ (SABOY) бросать; верхний диагональный удар с права на лево

САВАДИ КАА приветствие или прощание (для женщин)

САВАДИ КРААБ приветствие или прощание (для мужчин)

САГАНГ (SAGANG) защита

САДАНГ (SADANG) обратная позиция

САЙ левый, влево

САЙРЕЦУ Построиться

САКАЙ-САЛАГ (SAKAY-SALAG) «липкие руки» эскримы

САКОЦУ Ключица

САКСАК (SAKSAK) протыкать

САЛАГ (SALAG) блокировать или парировать

САЛАГ БИСИГ (SALAG-BISIG) блокировать рукой

САЛАГБА (SALAGBA) нижний блок

САЛАГТАС (SALAGTAS) верхний блок

САЛАКАЙ (SALAKAY) атаковать

САЛАМАТ (SALAMAT) благодарить

САЛАМИН (SALAMIN) зеркало, упражнение на реакцию

САЛЬВЭ приветствие

САМА (SAMA) действовать или идти с …

САМБУТ (SAMBUT) комбинация работы ног, или применение техники

САМПУ (SAMPU) десять

САНАЙ (SANAY) тренировка

САНАМ МУАЙ стадион для бокса

САНГА (SANGGA) блокировать

САНДАТА (SANDATA) оружие

САНЬИНЬЧЖИ три темных пальца (три пальца вытянуты вперед)

САО БЕНТО ритм и стиль игры, быстрая игра с быстрыми ударами

САОТАН нижние подсечки

САПЛЕТ (SAPLET) быстрое разоружение

САСИКАЕ АСИ Перемещение начинающееся зашагиванием сзади стоящей ноги

САСИКОМИ АСИ Перемещение начинающееся движением впереди стоящей ноги

СБИВАНИЕ ударное движение ногой, в результате которого противник отрывается от площади опоры и переводится в положение лежа; толчковые движения выполняемые руками и туловищем, направленные на перевод противника в положение лежа.

СВАЛИВАНИЕ перевод противника из положения стоя в положение лежа без отрыва от площади опоры, с использованием выведения из равновесия.

СВЯЗЫВАНИЕ прекращение активного сопротивления противника при помощи веревки, ремня, наручников и иных средств.

СЕБУ скрученная (сидя)

СЕЙЗДА Формальное сидячее положение на коленях

СЕЙКЕН Костяшки кулака

СЕКВЕНЦИЯ последовательность движений, их связка

СЕНЗАЛА Направление в капоэйре, сформированное в г. Рио де Жанейро группой молодых капоэйристов в середине шестидесятых годов. В целом построено на методике мастера Бимба. Дополняет ее несколькими новыми приемами обучения, расширенной разминкой и некоторыми техниками, заимствованными из восточных единоборств

СЕНТРО БАСТОН (CENTRO BASTON) держать палку за середину

СЕРАДА (SERADA) закрытый

СЕРРАДА (CERRADA) позиция ближнего боя

СЕТИТУЙ диагональный мах ногой

СИБАТ (SIBAT) шест

СИБОГ (SIBOG) избегать опасности

СИБУ ЧЁ Руководитель филиала

СИДЗЭН принцип естественности

СИЙАМ (SIYAM) девять

СИКАД (SIKAD) боковой удар ногой

СИКАД ГИЛИД (SIKAD-GILID) быстрый боковой удар ногой

СИКАД ТУСОК (SIKAD-TUSOK) быстрый прямой удар ногой

СИКАД ХАТАВ (SIKAD-HATAW) быстрый круговой удар ногой

СИКАРАН (SIKARAN) вид филиппинского боевого искусства специализирующегося на ударах ногами

СИКВАТ (SIKWAT) удар вверх коротким краем палки (пунио)

СИКВАТ СИКО (SIKWAT-SIKO) болевой прием с давлением локтем

СИКЛОД (SIKLOD) поцеловать руку старшего, болевой прием на кисть

СИКО (SIKO) локоть

СИКОТ (SIKOT) толкающий удар ногой

СИЛАК (SILAK) система противодействия «пустых рук» против ножа (Сайок Кали)

СИЛАТ (SILAT) перенаправить силу, индонезийское боевое искусство

СИН ГИ ТАЙ единство духа, техники и физической силы

СИН ТАЙ тактика наступления уход

СИНАВАЛИ (SINAWALI) продолжительная техника ударов двумя палками (упражнения)

СИНБУ последовательный шаг, несколько шагов друг за другом

СИНДЗО Сердце

СИНКО (СINCO) пять

СИНКО ТЕРОС (CINCO TEROS) «пять ударов»

СИНТУРА ДЕПРЕЗАДА Комплекс из четырех акробатических упражнений, созданный мастером Бимба для отработки у капоэйристов навыков приземляться на ноги из всех положений

СИПА (SIPA) ударить ногой

СИПАЛИТ (SIPALIT) тренировочное упражнение для отработки ударов ногами

СИПАНГ ХАТАВ (SIPANG-HATAW) круговой удар ногой

СИТА УКЕ Блок, защищающий нижний уровень

СКРОМНОСТЬ критическое отношение к своим собственным заслугам и недостаткам.

СОВЕСТЬ способность к моральному самоконтролю, умению самому объективно оценивать совершаемые поступки.

СОГО (SOGO) тычок пальцами

СОЛО одиночное выступление капоэйриста, в котором он показывает связанную последовательность движений и демонстрирует технику

СОЛО (SOLO) одиночный

СОЛО РОДА Рода, внутри которой осуществляются сольные выступления капоэйристов

СОНГАБ (SONGAB) джэб пальцами

СОНГКИТИ (SONGKITI) хуковое движение, предназначенное для парирования или тычка

СОРИМИ УКЕ Уклон головы назад с переносом веса тела на заднюю ногу

СОРЭМАДЭ конец поединка

СОЧИН дачи стойка в каратэ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ отсутствие предвзятости, предубеждения к кому либо.

СТОИКИ вертикальные положения обучаемых, применяемые в качестве исходных положений перед выполнением боевых действий.

СУВАГ (SUWAG) удар головой

СУВАРИ ВАДЗА приемы борьбы в положении сидя

СУИГЕЦУ Точка под солнечным сплетением

СУЙОП (SUYOP) следовать силовой технике

СУКЛИАН (SUKLIAN) обмен ударами

СУКУИ черпать, подхватывать

СУМБАЛИК (SUMBALIK) остановить

СУМБРАДА (SUMBRADA) название тренировочного упражнения

СУН ДОМЭ контроль дистанции, остановка удара

СУНГКИТИ (SUNGKITE) техника колющих ударов

СУНДОТ (SUNDOT) джэб или быстрый укол

СУНТОК (SUNTOK) ударить рукой

СУПЛЕТЕ (SUPLETE) быстрое разоружение

СУРИ АШИ обычный шаг, стойка меняется

СУРИ КОНДЭ "приставной" шаг

СУТЭМИ самопожертвование

СУТЭМИ ВАДЗА техника "последнего шанса"

СЭЙ спокойствие

СЭЙКА ТАНДЭН центр тяжести тела

СЭЙКО принцип "покой в действии, действие в покое"

СЭЙХО Лечебный раздел, массаж.

СЭМПАЙ старший товарищ, продвинутый ученик

СЭМЭТЭ атакующая сторона

СЭН НО СЭН тактика одновременного контрудара

СЭНТРО (CENTRO) центр

СЮАНЬФЭНТУЙ удар вихря

СЮАНЬЦЗЫ «бедуинский» прыжок

СЮЙБУ пустой шаг (центр тяжести на заднестоящей ноге)

СЮСЯ Защищающийся в рандори

ТАБАК ТОЙОК (TABAK-TOYOK) нунчаки

ТАБАС ТАЛАХИБ (TABAS TALAHIB) горизонтальный удар

ТАБУ приставной шаг

ТАГА (TAGA) ударить или рубануть

ТАГАНГ АЛАНГАНИН (TAGANG ALANGANIN) горизонтальный удар наносящийся в верхнюю часть корпуса

ТАГАНГ БУХАТ АРАВ (TAGANG BUHAT ARAW) удар, сверху наносимый в голову

ТАГАНГ ПАСУМАЛА (TAGANG PASUMALA) диагональный удар, снизу вверх наносимый чтобы выбить оружие

ТАГАНГ САН МИГУЕЛ (TAGANG SAN MIGUEL) диагональный удар сверху вниз наносимый в верхнюю часть туловища

ТАГАПАГСАНАЙ (TAGAPAGSANAY) тренер или ассистент-инструктор

ТАГАПАГТУРО (TAGAPAGTURO) старший ассистент или инструктор

ТАДЬЯК (TADYAK) протыкающий удар ногой

ТАДЬЯК ГИЛИД (TADYAK-GILID) протыкающий боковой удар ногой

ТАДЬЯК САКОНГ (TADYAK-SAKONG) протыкающий удар ногой назад

ТАДЬЯК ТУСОК (TADYAK-TUSOK) протыкающий удар ногой вперед

ТАЙ КАМАЭ Позиция, когда двое стоят симметрично

ТАЙКАЙ Соревнования, большой сбор, фестиваль. Дословно — «большое общество»

ТАЙКИ КАМАЭ Стойка с одной рукой у головы, а второй — у точки суигецу

ТАЙКЬОКУ серия ученических ката

ТАЙО (TAYO) стойка

ТАК РЭН набивка тела, закалка

ТАЛАНГ БАРТИКАЛ (TALANG BARTIKAL) вертикальный блок

ТАЛАС ДАМДАМ (TALAS DAMDAM) тренировка на чувствительность

ТАМЭШИВАРИ тест на разбивание твердых предметов

ТАНЬ ЯО прогиб назад стоя

ТАНЬТУЙ подхлестывающий удар ногой (верхней поверхностью стопы)

ТАОЛУ, ТАО комплекс упражнений

ТАПА (TAPA) наступить на ногу

ТАПИ (TAPI) парировать, остановить

ТАПИ ОН (TAPI-ON) блокировать, парировать, выбить, контролировать

ТАПИ ТАПИ (TAPI-TAPI) серия парирований и блоков

ТАПОС (TAPOS) заканчивать или конец

ТАТЛО (TATLO) три

ТАТЛУМПУ (TATLUMPU) тридцать

ТАТЛУМПУ‘Т ИСА (TATLUMPU’T ISA) тридцать один

ТАТСУЛОК (TATSULOK) треугольник

ТАТЭ вертикально, стоя

ТАТЭ УЧИ "стоячий" удар кулаком

ТАТЭ ХИДЗИ АТЭ удар локтем снизу вверх

ТАЧИ КАТА стойки в каратэ

ТЕИМПО (TEIMPO) тайминг

ТЕКА (TEKA) ждать, пауза

ТЕЛЕФОН удар 2 мя ладонями по ушам

ТИГПАС (TIGPAS) горизонтальный удар, направленный по коленям

ТИДОРИ АСИ Передвижение по дуге

ТИЗОРА АНГОЛА скольжение к партнёру с расставленными в стороны ногами

ТИЗОРА ДИ КОСТА заднее высекание ножницами

ТИЗОРА ДИ ФРЕНЧ переднее высекание ножницами

ТИЛИ физическая, мускульная сила

ТИНИКЛИНК (TINIKLINK) отработка техники перемещений

ТИСОД (TISOD) падение

ТО МА большая дистанция

ТОБИ прыжок

ТОБИКОНДЭ двойной, приставной шаг

ТОКЕ ритм, исполняемый на беримбау

ТОКУЙ ВАДЗА "коронная" техника

ТОНФА ручка для жернова, оружие в кобудо

ТОТСАДА (TOTSADA) проткнуть

ТРАНКАДА (TRANСADA) закрыть

ТРОКА ДИ КОРДАС "смена поясов", церемония присвоения нового пояса

ТУЙБУ шаг назад

ТУЙОК (TUYOK) круговое движение

ТУЙФА техника работы ног

ТУЙЧЖАН толчок ладонью

ТУНГА ТУНГА (TUNGA-TUNGA) средняя дистанция

ТУО (TUO) в право

ТУСОК (TUSOK) протыкать

ТУХОД (TUHOD) колено

ТЭ рука

ТЭЙШО основание ладони

ТЭЙШО УКЭ блок основанием ладони

ТЭККИ "Железный всадник", название серии ката

ТЭНКУЙФЭЙТУЙ прямой прыжок

ТЭНКУНЦЭЧУАЙТУЙ боковой прыжок

ТЭНТЭЙ "третий глаз"

ТЯОБУ шаг с прыжком вертикально вверх

ТЯОЦЮАНЬ «вспарывающий кулак», удар кулаком снизу вверх, апперкот

ТЯШИ тренировочные снаряды

У ВЭЙ принцип "недеяния"

УВА УКЕ Блок, защищающий верхний уровень

УВОД защитное действие телом или конечностью с целью изменения опасной траектории атакующей конечности или оружия противника с созданием удобного положения для последующей контратаки. Техника уводов заключается в несопротивлении ударам противника, встречи их по касательной линии, сопровождении продолжающегося движения, находясь в постоянном контакте с атакующей конечностью, осуществляя ее мягкий контроль.

УДУШЕНИЕ перекрытие дыхательных путей противника, с целью прекращения его сопротивления или временного выведения из строя.

УДЭ предплечье

УЗЕЛ скручивание и сгибание конечностей противника с использованием рычага.

УКОЛ удар острием штыка, ножа, острого подручного средства в зоны поражения тела противника.

УКЭ блок

УКЭМИ приемы самостраховки

УКЭТЭ защищающийся партнер

УЛО (ULO) голова

УНСУ "Облачные руки", название ката

УПО (UPO) сидеть

УПРЕЖДАЮЩАЯ ЗАЩИТА останавливающее, встречное, жесткое воздействие на атакующую конечность противника, с одновременным сокращением дистанции, применяется на ранней стадии развития атаки.

УРАКЕН Обратная сторона кулака

УРАКЭН учи удар задней (тыльной) стороной кулака

УСИРО/АТО Назад

УЧИ УКЕ Блок, защищающий средний уровень

УШИРО назад, задний

УШИРО ГЭРИ удар ногой назад

УШУ боевое искусство

ФИНТА обманное движение, заход на удар без выполнения удара

ФОЛХА СЕКА сальто на одну ногу

ФОРМАДУ выпускник школы капоэйра

ФУДО непоколебимость

ФУМИ припечатывать

ФУМИДАШИ вид шага

ФУМИКОМИ "припечатывающий" удар ногой

ФУНДАМЕНТОС Буквально «основы» или «истоки». Используется для обозначения философских корней капоэйры

ФУРИ ГЕРИ Круговой удар голенью

ФУРИ ЦКИ Круговой удар рукой

ФУРИКО ЦУКИ Прямые атаки руками

ФУРИМИ УКЕ Уклон вбок (скрутка)

ФУСЭНШО победа без боя вследствии неявки соперника

ФУЦЮАНЬ позиция, при которой центр кулака направлен вниз

ФЭНЯНЬЦЮАНЬ кулак феникса, указательный палец согнут во второй фаланге, которой наносится удар, остальные пальцы в кулаке

ХАВАК (HAWAK) держать, хват

ХАВАК-ГИТНА (HAWAK-GITNA) удерживать палку за середину

ХАВАК-ПАКАЛ (HAWAK-PAKAL) обратный хват палки

ХАВАК-ПУНИО (HAWAK-PUNYO) стандартный вариант хвата палки с пунио

ХАВАК-САГАД (HAWAK-SAGAD) стандартный хват палки без пунио

ХАВАК-САКСАК (HAWAK-SAKSAK) стандартный хват или хват «хаммер»

ХАВАК-САНДАТА (HAWAK-SANDATA) способ удержания оружия

ХАВАК-СУСИ (HAWAK-SUSI) обратный хват

ХАГАД-ХУБАД (HAGAD-HUBAD) удары и контратаки (упражнение)

ХАГИБИС (HAGIBIS) борцовская техника

ХАГИС (HAGIS) бросать, бросковая техника

ХАДЖИМЭ начать

ХАДЗИМЕ Начать

ХАКБАНГ (HAKBANG) шагать, передвижение

ХАКБАНГ-ПАИВАС (HAKBANG Paiwas) шаг для избежания удара

ХАЛО-ХАЛО (HALO-HALO) комбинация, свободный спаринг

ХАН АЙ (HAN-AY) форма

ХАН ТЕНКАН Поворот на 90 градусов

ХАНА Нос

ХАНАЙ (HANAY) линия

ХАНГЭЦУ "Полумесяц", название ката

ХАНДА (HANDA) «Приготовились! »

ХАНСОКУ дисквалификация

ХАНТЭЙ решение судей

ХАПОС (HAPOS) удар или порез

ХАПСАНАЙ (HAPSANAY) свободный спарринг

ХАРАИ УКЕ Сметающий (смахивающий) блок

ХАСАМИ "ножницы"

ХАССО КАМАЭ Стойка с двумя ладонями у головы

ХАТАВ (HATAW) удар в полную силу

ХАТАК (HATAK) толкать

ХАШТЭЙРА ДИ ФРЕНЧ передняя подсечка с опорой на руки

ХИВА (HIWA) глубокий длинный порез

ХИДЗИ локоть

ХИКИ отдергивание

ХИКИВАКЭ ничейный результат

ХИКИМИ УКЕ «Убирание» живота назад

ХИКИТЭ УКЭ блок с рывком противника на себя

ХИНТАЙ (HINTAY) ждать или пауза

ХИРАКИ КАМАЭ Позиция, когда двое стоят зеркально

ХИЦУЙ колено

ХОЙТИТУЙ мах ногой назад

ХОМБУ Штаб квартира

ХОРОШО Хао!

ХОУ САОТАН задняя подсечка

ХОУБАЙТУЙ круговой удар ногой назад

ХОУБЭЙ кувырок назад

ХОУДЭНТУЙ проникающий удар назад пяткой

ХУБАД (HUBAD) развязать или раздевать, название упражнения

ХУЛАГПОС (HULAGPOS) освободиться от захвата

ХУЧЖУА «когти тигра» (пальцы согнуты и немного разведены)

ХЭЙКО параллельно

ХЭНДАНБУ Гунбу с поворотом корпуса вбок на 90 градусов

ХЭНПИТУЙ поперечный шпагат

ЦЗАЦЮАНЬ удар кулаком сверху вниз

ЦЗИБУ сталкивающийся шаг

ЦЗИБЭНЬГУН базовые упражнения

ЦЗИНЬ семя, внутренняя субстанция человека

ЦЗИНЬ ИЛИ ЦЗИР внутреннее усилие, выбрасываемое во время удара

ЦЗИНЬГОУ «золотой» крючок, подцеп стопой ноги противника

ЦЗОПАНЬ «сидеть на нижних конечностях», положение, при котором боец в скрученной стойке касается пола ягодицей или бедром

ЦЗУХЭ ЛЯНЬСИ связки движений

ЦЗУХЭФА комбинации

ЦЗЯНЬЧЖИ пальцы-меч (указательный и средний пальцы вытянуты вперед, остальные поджаты к центру ладони)

ЦИ внутренняя энергия, воздух

ЦИЛУНБУ стойка единорога

ЦИНЬНА заломы и захваты

ЦУДЗУКЭТЭ ХАДЖИМЭ продолжить схватку

ЦУКАМИ захват

ЦУКИ НО КОКОРО "дух как луна"

ЦУКИ, ЦКИ удар рукой

ЦУРИ АШИ "приставной" шаг без смены стойки

ЦЭТИТУЙ мах ногой вбок

ЦЭЧАНЬТУЙ боковой колющий удар (внешним ребром стопы)

ЦЭЧУАЙТУЙ (ЧУАЙТУЙ) удар ногой вбок, обычно всей поверхностью стопы

ЦЭЯТУЙ наклон к ноге вбок

ЦЮАНЬ кулак

ЦЮАНЬМЯНЬ фронтальная часть кулака

ЦЯНЬ БЭЙ кувырок вперед

ЦЯНЬ САОТАН передняя подсечка

ЦЯНЬ ФУ ЯО наклон вперед

ЦЯОСИН (ЯО ФА) мостик

ЧАБУ заднескрестный шаг

ЧАБУ (ЧХАБУ) задний скрестный шаг

ЧАКУДЗА Садитесь (в положение «андза»)

ЧАНЬЦЮАНЬ прямой удар

ЧАПА БАЙСА низкая чапа

ЧАПА ДИ ЖИРУ чапа с разворота

ЧАПА ДИ КОСТА толкающий удар одной или 2 мя ногами с опорой на руки (Ангольский вариант)

ЧАПА ДИ ФРЕНЧ толкающий удар развернутой вовнутрь стопой

ЧЕСТЬ поддержание на должном уровне своей репутации в обществе.

ЧЖАН ладонь

ЧЖИ пальцы

ЧЖОУ локоть

ЧЖЭНТИТУЙ прямой мах ногой

ЧЖЭНЪЯТУЙ прямой наклон к ноге

ЧЖЭНЬБУ шаг с притопыванием

ЧЖЭНЬЦЮАНЬ позиция, при которой центр кулака направлен вбок

ЧИНКОН ГЁ Медитация

ЧИНТЭ "Чудесная рука", название ката

ЧОКУ ЦУКИ прямой удар кулаком

ЧУДАН КАМАЭ Стойка с кулаками на среднем уровне

ЧУЙЧЖАН рубящий удар ладонью в горизонтальной плоскости

ЧЭПИТУЙ (ЧХЭПИТУЙ) прямой шпагат

ШАМАДА вызов

ШИАЙ соревнование

ШИРОЙ "белый" условное обозначение спортсмена, находящегося слева от судьи

ШИХАН (ХАНШИ) глава школы, старший учитель

ШО начальный, первый, пониженный, малый

ШОБУ соревнование

ШОМЭН спереди

ШОУФА техника работы рук

ШУАЙЦЗЯО борьба, техника бросков

ШУАЙЯО вращение в пояснице

ШУАНЦЗЯНЬ вращение обеими руками в плечевых суставах

ШУЛАС Может использоваться для обозначения как песен в целом, так и песен средней длины – меньше, чем ладаинья, но больше, чем корридо

ШУТО рука нож

ШУТО УКЭ блок ребром ладони

ШУТО УЧИ удар ребром ладони

ШЭНЬ дух, высшая духовная субстанция

ЭКИЗ (EQUIS) перекрестный удар

ЭМБУСЭН "рисунок" ката, перемещения

ЭМПИ локоть

ЭНТРАДА (ENTRADA) вхождение, сближение

ЭНЧО дополнительное время в спарринге

ЭС ДОБРАДУ комбинированный удар, включающий в себя аштэйра и мартэлу ди чау

ЭСКВИВА ДИАГОНАЛЬ широкий шаг по диагонали с опорой на руку в конце шага, уклон от удара

ЭСКВИВА ЛАТЕРАЛ широкий шаг в сторону, уклон от удара

ЭСКРИМАДОР (ESKRIMSDOR) боец на палках

ЭСПАДА (ESPADA) меч или длинная палка

ЭСПАДА И ДАГА (ESPADA Y DAGA) меч и кинжал или длинная и короткая палка

ЮАНЬТУЙ круговой удар ногой вперед (стопой или голенью)

ЮБИ пальцы

ЮКБО (YUKBO) приветствие

ЮЭТЯО прыжки

ЯКАП (YAKAP) удерживать, захватывать, входить в клинч

ЯКУСОКУ КУМИТЭ спарринг по договоренности

ЯМЭ стоп, остановиться

ЯНТОК (YANTOC) палка из ратанга

ЯОБУ шаг с подпрыгиванием

ЯСУМУ отдых, перерыв

ЯСЫМЭ расслабиться, отдохнуть