Уважаемые спортсмены и организаторы мероприятий! Мы открыты к сотрудничеству и готовы стать вашим информационным партнёром. Пишите нам по всем интересующим Вас вопросам и предложениям. Телефон +7 953 145 86 17   WhatsApp ВК: vk.com/vsporte24spbu email: 26048282@mail.ru

Спортивный словарь Игра ГО


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ЁСУ МИРУ Пробный ход, «ход вопрос»

ЁСУМИРУ, ЙОСУМИРУ пробный ход, делающийся для определения намерений противника.

ЁСЭ заключительная стадия партии. Игроки завершают построение границ своих территорий, ставят недостающие камни, заполняют нейтральные пункты (последнее если это требуется правилами подсчёта). В ёсэ особое значение приобретает расчёт ценности каждого хода. Как правило, счёт партии в этой стадии может измениться лишь незначительно, если только уровень игроков не слишком отличается. В то же время нельзя сказать, что ёсэ маловажный или простой этап. При неправильном розыгрыше ёсэ игрок рискует проиграть уже выигранную партию.

АДЗИ Потенциальная возможность

АДЗИ скрытый дефект позиции, который, однако, может быть использован противником только в определённых условиях. Типичный пример когда мёртвые камни игрока, находящиеся внутри формы противника, создают возможность её атаки. Адзи называют «плохим», когда говорят об игроке, у которого есть такой дефект, и «хорошим», когда о противнике такого игрока. Реализация хорошего адзи обычно состоит в ходе, после которого противник будет вынужден ликвидировать своё плохое адзи, потратив на это ход, потеряв таким образом сэнтэ.

АДЗИ КЭСИ Ход, уничтожающий АДЗИ в построениях соперника

АДЗИ КЭСИ ход, приводящий к устранению плохого адзи у противника. Адзи кэси чаще всего ошибка, поскольку лишает игрока возможности впоследствии воспользоваться адзи.

АКИ САН КАКУ Форма «пустой треугольник»

АКИСУМИ три камня одного цвета, стоящие «углом», в пунктах одной клетки доски, причём последний пункт этой же клетки пуст. Эта форма считается плохой из за избыточности.

АМАРИ ГАТАТИ Форма кажется хорошей, но мало что дает

АТАРИ Угроза уничтожения в один ход

АТЭ То же самое, что и АТАРИ

АТЭКОМИ Ход, угрожающий разрезать КОСУМИ

АТЭНОБИ АТАРИ и НОБИ

АЦУМИ Плотность

БЁЁМИ дополнительное время, которое даётся игроку в партии с контролем времени в случае исчерпания им основного лимита.

БАЙОМИ Дополнительное время на обдумывание ходов в партии

БАМБО «Бамбук», параллельные двойки камней, разделенные общими ДАМЭ

БОСИ Накрывание сверху

БОЦУГИ Соединение трех камней в линию

ВАРИКОМИ Вклинивание между двумя камнями

ВАРИУТИ Ход на стороне, создающий МИАИ для построения БАЗЫ

ВАРУИ Плохая, неэффективная форма камней

ВАТАРИ Соединение по краю доски

ВАТАРИ соединение двух групп по первой линии в обход камней противника.

ВЛИЯНИЕ наличие предпосылок для успешной борьбы на определённом участке доски, называемом сферой влияния.

ГЛАЗ один или несколько незанятых пунктов, со всех сторон окружённых камнями одного игрока, составляющими одну или несколько групп. При этом противник не может занять все эти пункты, пока не займёт все остальные дамэ всех окружающих их камней. Группа, имеющая более одного глаза, не может быть уничтожена никакой атакой противника, поэтому игроки стремятся строить группы, способные в любой ситуации построить два глаза.

ГОБАН доска для го. В России гобаном обычно называют доску, выполненную в виде толстого деревянного столика на невысоких ножках, то есть, собственно, традиционный японский гобан, либо просто высококачественную дорогую деревянную доску. Традиционный японский гобан изготавливается из древесины кайя, имеет размеры 45,4?42,4 см, высоту 15 19 см и ножки высотой 12,1 см, то есть общая высота его составляет не менее 27 см. Конструкция гобана рассчитана на то, что игроки будут сидеть, по азиатскому обычаю, на полу.

ГОНОГО пункт на пересечении пятых линий, считая от любого края.

ГОТЭ ход, не требующий от противника немедленного ответа, или последовательность ходов, в которой последний ход вынужден делать тот же игрок, который делал первый. Готэ отдаёт противнику инициативу, поскольку он не связан необходимостью отвечать на предыдущий ход игрока и может сам выбирать, в какой части доски ходить дальше.

ГРУППА несколько камней одного игрока, расположенных таким образом, что их невозможно разделить постановкой камней другого цвета. Группа разделяет все дамэ входящих в неё камней. Камни группы могут быть взяты противником только вместе, для чего противник должен занять все дамэ этой группы.

ГУДЗУМИ Ситуация, когда АКИ САН КАКУ становится хорошей

ГЯКУ ЁСЭ Обратное ЁСЭ

ДАЙДАЙ ГЭЙМАМ Ход на четыре пункта прямо и один в сторону (ср. КЭЙМА)

ДАМЭ не занятые камнями пункты, соседние по вертикали или горизонтали с пунктом, на котором стоит камень. Дамэ группы это дамэ всех камней этой группы. Камень или группа находятся на доске до тех пор, пока имеют хотя бы одно дамэ.

ДАМЭДЗУМАРИ, ДАМЕДЗУМАРИ недостаток дамэ у группы.

ДАМЭЗУМАРИ Нехватка, недостаток ДАМЭ у группы камней

ДАНГО Плотная, неэффективная масса камней

ДЗЁСЭКИ стандартный розыгрыш угла, обычно одинаково выгодный для обеих сторон. Существует множество дзёсэки, по ним выпускаются специальные справочники.

ДЗИНГАСА Двойной пустой треугольник из четырех камней

ДЗОКУ СУДЗИ Плохой стиль игры

ДЭ Проталкивание ход между двумя камнями соперника

ДЭГИРИ Комбинация из ходов ДЭ и КИРИ

ЖИВОЙ камень, группа, которые не могут быть захвачены противником. См. мёртвый.

ЗАЩЁЛКА приём захвата камней противника. Заключается в жертве своего камня, за счёт которой для группы противника создаётся дамэдзумари.

ЗВЕЗДА, ХОСИ пункт, расположенный на пересечении четвёртых линий доски, считая от любого края. Также этим термином могут быть названы пункты на пересечениях средней и четвёртой линий, а также центральный пункт доски. На эти пункты устанавливаются камни форы. На доске и на диаграммах эти пункты помечаются небольшими точками (см. диаграмму справа).

ИККЭН два камня одного цвета, расположенные на одной линии, между которыми один пустой пункт.

ИККЭН БАСАМИ ХАСАМИ для камня через один пункт на третьей линии

ИККЭН СИМАРИ СИМАРИ из камней в пунктах 3 4 и 5 4

ИККЭН ТАКАБАСАМИ ХАСАМИ для камня через один пункт на четвертой линии

ИККЭН ТОБИ Прыжок через пункт

ИСИ Камень

ИСИ НО СИТА Комбинация с игрой на месте съеденных камней

ИСИНОСИТА жертва четырёх или более камней, дающая возможность захватить камни противника и обеспечить жизнь своей группе.

ИТИГО МАС Форма «Плотницкий квадрат»

КАДО Угол

КАКАРИ ход, атакующий одинокий камень противника в углу. Является обычным средством для предотвращения симари, чтобы помешать противнику захватить контроль над углом.

КАКАЭ Обнимающий ход

КАКЭМЭ Ложный глаз

КАКЭЦУГИ Форма «висячее соединение»

КАМИ НО ИТТЕ «Божественный ход», действительно вдохновляющий и оригинальный ход: неочевидный и сочетающий в себе стратегию и тактику, чтобы превратить проигрышную игру в выигрышную. Божественные ходы уникальны и встречаются чрезвычайно редко, даже сильный игрок в го может сыграть один такой ход за всю жизнь и или не сыграть вообще. Сделать божественный ход это высшая цель любого игрока в го. Общепризнанным примером божественного хода является ход покрасневших ушей сделанный Хонъимбо Сюсаку в 1846 году.

КАРАМИ Раскалывающая атака

КАРУИ Легкая форма, без труда образующая два глаза

КАТА, КАТАТИ хорошая форма.

КАТАСЭНТЭ Одностороннее СЭНТЭ

КАТАТИ Форма камней

КАТАЦУГИ Плотное соединение

КАТАЦУКИ Ход по диагонали от камня соперника

КИКАСИ Ход, требующий обязательного и однозначного ответа

КИКАСИ вынуждающий ход, требующий от противника определённого ответа в том же месте доски.

КИРИ Разрезание

КИРИНОБИ Комбинация из ходов КИРИ и НОБИ

КИРИТИГАИ Обоюдное разрезание

КИФУ запись партии в го, сделанная в виде изображения доски, на котором цифрами обозначены ходы в пункты, куда они были сделаны. В типографских кифу ходы обозначаются кружками чёрного и белого цвета, в которых проставлены номера ходов.

КО Ситуация и правило: запрещено повторять позицию

КО БОРЬБА борьба за захват камней в позиции ко, обычно ведётся с помощью ко угроз.

КО УГРОЗА в ко борьбе ход, на который противник вынужден ответить, как правило, вполне определённым образом, чтобы не потерять больше, чем от потери камней в ко. Ко угроза делается в ответ на взятие ко противником, чтобы тот не смог ответным ходом закрыть позицию ко и камень в ней можно было взять через ход.

КОГЭЙМА расположение двух камней, соответствующее ходу коня в шахматах один пункт в одном направлении и через один в перпендикулярном.

КОГЭЙМА СИМАРИ СИМАРИ из камней в пунктах 3 4 и 5 3

КОДАТЭ Ко угроза

КОМИ компенсация за право первого хода, которую чёрные дают белым в равной партии. Размер коми колеблется в разных правилах и турнирах от 5,5 до 8 очков. См. Коми (го).

КОМОКУ Пункт 3 4

КОМОКУ пункт на пересечении третьей и четвёртой линий доски, считая от любого края (на диаграмме помечены треугольниками). Один из возможных вариантов хода для установления контроля над углом. В современном го эти пункты, наряду с угловыми хоси, наиболее популярны для начальных ходов в партии.

КОМПЛЕКТ полный комплект для игры в го включает доску и два набора камней тёмного и светлого цветов в специальных чашах, не менее чем по 180 камней каждого цвета[1]. Для комплекта существенно, чтобы размеры камней, чаш и доски соответствовали друг другу; камни должны ставиться на соседние пункты доски не наезжая один на другой, но при этом так, чтобы между ними не оставалось заметных промежутков. Чаши должны быть достаточно вместительными для размещения полного набора камней используемого диаметра и толщины. Классический японский комплект высшего уровня: гобан из 700 летней древесины кайя, чаши из тутового дерева, чёрные камни из сланца или базальта, белые из раковин моллюска хамагури; такой комплект стоит чрезвычайно дорого от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов.

КОМПЛЕКТ ИНГА (ИНГОВСКИЙ КОМПЛЕКТ) комплект для игры в го по правилам Инга. Основная отличительная особенность этого комплекта мерные чаши специальной конструкции, которые позволяют убедиться, что количество камней каждого цвета ровно 180, не пересчитывая камни. Мерные чаши необходимы, так как для правильности подсчёта результата, выполняемого по правилам Инга, необходимо, чтобы у каждого игрока было ровно по 180 камней. С наличием мерных чаш связана вторая характерная черта данного комплекта: размеры камней стандартизованы, соответственно, под них также стандартизованы размеры доски и шаг разлиновки в вертикальном и горизонтальном направлениях.

КОРИГАТАТИ плохая форма камней одного цвета, неэффективная из за чрезмерной плотности. Русская калька «переконцентрация». Пример пустой угол.

КОСУМИ один из видов непрямого соединения, когда камень ставится на соседний по диагонали пункт от камня своего цвета, при условии что оба пункта, соседних с обоими соединяемыми камнями, свободны. Прочность косуми обеспечивается тем, что при попытке разрезания противником оно одним ходом достраивается до тройки, которую уже невозможно разрезать.

КОСУМИ ЦУКЭ КОСУМИ с прилипанием к камню соперника

КЭЙМА обобщённое название для когэйма и огэйма.

КЭЙМА ВАТАРИ Соединение с помощью КЭЙМА по краю доски

КЭЙМА ЦУГИ Соединение с помощью КЭЙМА

КЭСИ Гашение МОЙО соперника, подчистка

ЛЕСТНИЦА то же, что и ситё.

ЛИНИЯ вертикальная или горизонтальная черта на игровой доске. Пересечения линий образуют пункты. Выражения «первая линия», «вторая линия» и так далее в литературе по го обозначают линию, отсчитанную от любого края доски.

ЛОЖНЫЙ ГЛАЗ несколько соседних незанятых пунктов доски, внешне напоминающих глаз, но не являющихся таковым. Ложный глаз отличается от истинного тем, что противник может занять его пункты, предварительно заняв все дамэ только части окружающих эти пункты групп. Ложные глаза оставляют возможность атаки на группу.

МЁРТВЫЙ камень или группа, которые не смогут защититься и в случае атаки противника неизбежно погибнут. См. живой.

МАГАРИ Ход, создающий из камней угловую форму

МАГАРИ СИМОКУ область из четырёх свободных пунктов в виде русской буквы «Г», окружённая камнями одного цвета, один из трёх видов живой формы накадэ из четырёх пунктов (два других «змейка» и «четыре в ряд»).

МАННЭН КО Тысячелетнее ко

МАНЭГО Зеркальная стратегия повторения ходов соперника

МИАИ два свободных пункта доски, таких, что если один из игроков сходит в любой из них, то его противник может (и должен) сходить в другой, чтобы сохранить имеющееся соотношение сил. Как правило, отказ противника от хода во второй пункт миаи приводит к нежелательным для него последствиям, поэтому ход в один из пунктов миаи может в подходящих обстоятельствах использоваться как ко угроза.

МОЙО область доски, которая намечена игроком для окружения (путём постановки по её границам камней) и превращения в территорию, но ещё в неё не преобразована. Мойо может быть уменьшено или даже уничтожено вторжением противника.

МОКУ то же, что и очко.

МОКУХАДЗУСИ пункт на пересечении третьей и пятой линий от соседних краёв доски (на диаграмме помечены квадратами). Ход в этот пункт часто применяется, когда в этом же углу в комоку, ближе к другой стороне, уже стоит камень. Если это камень противника, ход в мокухадзуси начинает нападение на угол, если свой обеспечивает надёжное занятие угла игроком.

МОТИКОМИ Испорченное вторжение

МУКАИ КОМОКУ Симметричное КОМОКУ

НАДАРЭ название одного из распространённых дзёсэки (в переводе с японского означает лавина, так как по форме напоминает снег (белые камни), скатывающийся с горы (чёрные камни)).

НАКАДЭ «глазное пространство», пустые пункты, окружённые камнями игрока, которые потенциально могут быть превращены в два глаза окружающей их группы. В теории известно семь так называемых мёртвых форм накадэ конфигураций из трёх шести пустых пунктов, при которых окружающая группа гарантированно гибнет под атакой противника, то есть не может построить два глаза. Накадэ, не входящие в число семи «мёртвых», гарантируют игроку при правильной игре либо построение двух глаз, либо выживание в сэки.

НАРАБИ Удлинение от своего камня в отсутствие камня соперника

НЕЙТРАЛЬНЫЙ ПУНКТ пункт, который не относится и не может быть присоединён к территории ни одного из игроков. В японских правилах го нейтральные пункты никак не влияют на результат партии и просто не учитываются. В правилах, где очки приносят не только пункты территории, но и поставленные на доску камни, в конце игры противники заполняют камнями нейтральные пункты, разделяя, таким образом, очки за них между собой.

НИДАН БАНЭ Двойное ханэ

НИДАНБАНЭ двойное ханэ. Два камня противника, расположенные по диагонали, прикрываются тройкой стоящих по диагонали камней, чтобы предотвратить распространение в определённом направлении.

НИЖЕ ближе к ближайшей стороне доски. Чаще всего употребляется при оценке позиции для указания на возможные ходы, например: «Здесь следовало сходить ниже» камень поставлен слишком далеко от стороны. Чем ниже делаются ходы, тем прочнее занимается территория на стороне, но тем меньше её размер.

НИККЭН БАСАМИ ХАСАМИ для камня через два пункта на третьей линии

НИККЭН БИРАКИ Распространение через два пункта от своего камня

НИККЭН ТАКАБАСАМИ ХАСАМИ для камня через два пункта на четвертой линии

НИККЭНТОБИ Прыжок через два пункта от своего камня

НИКЭН два камня, стоящие на одной линии через два пустых пункта.

НИРЭНСЭЙ название фусэки, в котором чёрные первыми ходами последовательно занимают две точки хоси в углах, расположенных по одной стороне доски.

НОБИ ход вплотную к уже стоящему на доске камню своего цвета.

НОБИКОМИ Удлинение в сторону чужой территории

НОДЗОКИ камень, «заглядывающий» в пустое пространство, не полностью окружённое противником.

НОЗОКИ Угроза разрезания

НУКИ Взятие

О БА Большой пункт в ФУСЭКИ

О НАДАРЭ одна из разновидностей надарэ (большое надарэ).

ОБЕЗЬЯНА, ПРЫЖОК ОБЕЗЬЯНЫ ход огэйма (большой ход конём) со второй линии на первую или наоборот (одна из разновидностей одзару).

ОГЭЙМА Большой ход конем дальше КЭЙМА на один пункт

ОГЭЙМА расположение двух камней, соответствующее удлинённому ходу коня в шахматах один пункт в одном направлении и три пункта в перпендикулярном.

ОГЭЙМА СИМАРИ СИМАРИ из камней в пунктах 3 4 и 6 3

ОДЗАРУ «Прыжок обезьяны», ОГЭЙМА со второй линии на первую

ОДЗАРУ, ОЗАРУ уменьшение территории противника путём вторжения в неё по краю доски.

ОИ ОТОСИ Захват (с жертвами) последовательными АТАРИ

ОКИ пункт, занятие которого необходимо для построения глаза или, наоборот, препятствует построению глаза.

ОКИТО Жертва двух камней на краю доски с целью лишения глаз

ОМОИ Тяжелая, неуклюжая форма, имеющая проблемы с глазами

ОСИ Толчок, напор, придавливание

ОТАКАМОКУ пункт на пересечении линий четыре и шесть или шесть и четыре, считая от углов.

ПИН ранг профессионального игрока в ранговой системе правил Инга (применяется в Китае и на Тайване). Высший ранг 1 пин. Низший ранг 9 пин. Разница между двумя соседними рангами пин составляет 2 очка или 1/4 камня форы (игроки 1 и 5 пин будут играть на равных, если белые дадут чёрным фору 8 очков или 1 камень, то есть чёрные в начале игры должны сделать 1 безответный ход).

ПИНЦУГИ Прямое соединение

ПЛЕННЫЕ КАМНИ камни, снятые с доски в ходе игры; камни, которые не сняты с доски до конца игры, но по поводу которых игроки согласны, что они являются мёртвыми, то есть при правильной игре противника будут неизбежно сняты с доски, если партия продолжится. Такие камни снимаются и присоединяются к снятым во время партии камням перед началом подсчёта очков.

ПОННУКИ форма, образующаяся, когда один камень противника снимается с доски после занятия всех его дамэ (ромб из четырёх камней с пустым пунктом посредине). Считается очень хорошей формой.

ПУНКТ точка пересечения линий на доске для го. На пункты во время игры ставятся камни. Из свободных пунктов состоит территория.

РАЗРЕЗАНИЕ ход, препятствующий соединению камней противника.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ постановка камня рядом с другими своими камнями, вплотную или на некотором расстоянии, но при отсутствии камней противника между выставляемым камнем и другими камнями.

РЭЙСЭЙ Спокойствие, самообладание, невозмутимость, хладнокровие

РЭНГО командная игра за одной доской. За одной доской с каждой стороны играет несколько игроков, делающих ходы по очереди. Игроки одной команды не имеют права переговариваться во время игры. Одна из разновидностей рэнго парное го, когда команды состоят из двух человек.

СЁДАН Первый ДАН

СЁДАН первый дан. Самый слабый из данов.

САБАКИ Легкая, эластичная форма

САГАРИ Вытягивание к краю доски со второй или третьей линии

САМЭАЙ сражение двух групп на взаимное уничтожение. Побеждает в самэае тот, кто успевает первым занять все дамэ группы противника.

САН САН пункт на пересечении третьих линий доски, считая от любого края (на диаграмме помечены кружками). Ходом в сан сан игрок прочно занимает угол, но влияния на центр такой ход почти не оказывает.

САНГЭН два камня, расположенных на одной линии через три пустых пункта.

САНГЭН БАСАМИ ХАСАМИ для камня через три пункта на третьей линии

САНГЭН ТАКАБАСАМИ ХАСАМИ для камня через три пункта на четвертой линии

САНРЭНСЭЙ ФУСЭКИ с тремя камнями ХОСИ на одной стороне

САНРЭНСЭЙ название фусэки, в котором чёрные первыми ходами занимают три точки хоси вдоль одного края доски две в углах и одну в середине стороны.

САРУ СУБЭРИ То же самое, что и ОДЗАРУ

САСИКОМИ Вставка

СИБОРИ Прижимание

СИКАЦУ «Смерть и жизнь», «схватиться не на жизнь, а на смерть». Ср. ЦУМЭ ГО

СИМАРИ Ограждение угла из двух камней

СИМАРИ в фусэки постановка двух камней одного игрока в один и тот же угол. Симари позволяет установить контроль над углом, сделав его своей сферой влияния.

СИНОГИ Выход из затруднительного положения

СИТЁ Способ захвата камней, внешне похожий на лестницу

СИТЁ приём захвата камней противника. Используется также переведённое название «лестница». Название вызвано тем, что в результате применения получается конструкция из камней, напоминающая лестницу.

СТОРОНА под этим обычно понимается область доски, пункты которой находятся не далее чем на четвёртой линии от ближайшего края и не ближе чем на пятой шестой линии от соседних краёв. Точного определения стороны не существует. См. также угол и центр.

СУБЭРИ Скольжение с помощью КЭЙМА с третьей линии на вторую

СУДЗИ Замысел, сюжет, канва

СУСОАКИ Заглядывание в чужую территорию

СУТЭИСИ Жертва, жертвенные камни

СЭКИ Форма жизни групп без двух глаз (невыгодно нападать первым)

СЭКИ позиция, в которой две группы разных игроков, не имеющие по два глаза, тем не менее, не могут уничтожить одна другую, так как в случае атаки группа атакующего игрока будет уничтожена (обычно это означает, что, начав атаку, игрок создаёт для своей группы дамэдзумари). Свободные пункты в позиции сэки являются нейтральными и не учитываются при подсчёте разницы очков (они либо вообще не учитываются, либо делятся между игроками поровну и на разность очков повлиять не могут).

СЭМЭАЙ Антагонистическая борьба двух групп соперников за выживание

СЭНТЭ Ход без потери темпа

СЭНТЭ ход, на который противник обязательно должен ответить, в противном случае он понесёт большие потери. В противоположность готэ, сэнтэ позволяет сохранить инициативу.

СЮСАКУ ФУСЭКИ фусэки, где чёрные делают первые ходы в комоку в разных углах вдоль одной стороны доски. Название связано с именем Хонъимбо Сюсаку, активно использовавшего это начало.

ТАЙСЯ название одного из дзёсэки.

ТАКАМОКУ Пункт 5 4

ТАКАМОКУ пункт на пересечении четвёртой и пятой линий доски, считая от любого края (на диаграмме помечены латинскими буквами A H). Занятие этого пункта слабо влияет на угол, сильнее на центр. Ходы в такамоку обычно делаются, когда в данном углу уже есть камни.

ТАКЭФУ То же, что и БАМБО

ТАСУКИ ФУСЭКИ, в котором черные занимают противоположные углы

ТАСУКИ название одного из видов симметричного диагонального фусэки.

ТАТИ Поднятие позиции, «вставание»

ТЕРРИТОРИЯ незанятые пункты доски, окружённые со всех сторон камнями игрока. Территория принадлежит игроку, камни которого её окружают. Суть игры го именно в захвате наибольшей территории. См. также мойо и сфера влияния.

ТОБИ Прыжок

ТОБИДАСИ Прыжок наружу, выскакивание

ТОБИКОМИ Прыжок в чужую зону

ТОБИМАГАРИ Прыжок, образующий угол

ТОБИЦУКЭ Прыжок вплотную к камню соперника

ТОСЭЙ Вечная жизнь. Бесконечное повторение взятия камней

ТУАНЬ ранг высококвалифицированного игрока любителя в ранговой системе правил Инга (применяется в Китае и на Тайване). Высший ранг 9 туань. Низший ранг 1 туань. Между двумя соседними рангами туань разница составляет 4 очка или 1/2 камня форы (игроки 5 и 7 туань играют на равных, если белые дают чёрным фору 1 камень). 9 пин соответствует 7 туань, 5 пин 9 туань.

ТЭВАРИ Анализ позиции после попарного снятия лишних камней

ТЭВАРИ способ анализа позиции, при котором с доски поочерёдно снимают камни игроков, приводя позицию к такой, оценка которой уже известна.

ТЭДОМАРИ Последние приносящие очки ходы в партии

ТЭНГЭН Центральный пункт доски

ТЭНГЭН, ТЭНГЕН центральный пункт доски.

ТЭНУКИ Пропуск хода в локальной ситуации (ответ в другом месте)

ТЭНУКИ ход, не являющийся прямым ответом на предыдущий ход противника. Тэнуки применяются для перехвата инициативы, чтобы заставить противника отвечать на ходы игрока.

ТЭСУДЗИ Лучший ход в локальной тактической ситуации

ТЭСУДЗИ хороший, высококачественный, «образцовый» для данной позиции ход.

ТЮБАН Средняя стадия партии

ТЮБАН середина игры. В тюбане игроки преобразуют свои сферы влияния в территорию и пытаются вторгнуться в сферы влияния противника. Тюбан заканчивается, когда разделение доски в целом закончено, территории имеют чёткие границы, глубокое вторжение в которые уже невозможно.

УТИКАКИ Жертва камня на первой линии для разрушения глаз

УТИКОМИ Вторжение

УТТЭГАЭСИ Захват камней созданием ДАМЭЗУМАРИ с помощью жертвы

ФОРМА порядок близко расположенных камней. Формы могут быть «плохими» или «хорошими», в зависимости от того, насколько они устойчивы и избыточны.

ФУКУРЭ Раздутие формы

ФУРИКАВАРИ Размен с участием территорий, групп, сфер ВЛИЯНИЯ

ФУРИКАВАРИ размен. Игрок отказывается от защиты своих камней, территории, влияния, используя жертву для захвата чего либо, принадлежащего партнёру.

ФУСЭКИ Начальная стадия партии

ФУСЭКИ начальная стадия партии. В фусэки игроки создают центры влияния в углах и на сторонах, обозначают контуры сфер влияния. Ходы делаются, как правило, на третью четвёртую линию. Фусэки завершается, когда притязания на сферы влияния определены и партия переходит к непосредственному столкновению сторон.

ХАЗАМА ТОБИ Прыжок по диагонали через пункт

ХАМЭТЭ Ход ловушка (обычно объективно не лучший)

ХАМЭТЭ ход ловушка. Не лучший ход, намеренно сделанный в расчёте на ошибку противника.

ХАНАМИ КО КО БОРЬБА, в которой одна из сторон ничем не рискует

ХАНЭ КОСУМИ с охватом камня соперника

ХАНЭ? постановка камня вплотную к камню противника и одновременно по диагонали от своего камня, также стоящего вплотную к тому же камню противника.

ХАНЭДАСИ ХАНЭ в пояс кэйма изнутри наружу

ХАНЭКОМИ ХАНЭ между двумя камнями соперника

ХАНЭКЭСИ Контр ХАНЭ

ХАНЭСИТА ХАНЭ снизу

ХАСАМИ ЦУКЭ ХАСАМИ вплотную

ХИРАКИ Развитие от своего камня по третьей или четвертой линии

ХИРАКИ то же, что и распространение.

ХОНИНБО Один из самых престижных Го титулов

ХОРИКОМИ Тактическая жертва камня, вбрасывание

ХОСИ Пункт 4 4 или в центре стороны по четвертой линии

ЦУКЭ Ход вплотную к камню соперника (приклеивание)

ЦУКЭ ход вплотную к камню противника при условии, что это единственный камень, с которым поставленный непосредственно соприкасается после хода.

ЦУКЭ АТАРИ Присоединение к голове группы

ЦУКЭ ГИРИ ЦУКЭ и КИРИ

ЦУКЭ КЭСИ Контр ЦУКЭ

ЦУКЭ НОБИ ЦУКЭ и НОБИ, а также вид ДЗЁСЭКИ

ЦУКЭКОСИ ЦУКЭ к талии КЭЙМА

ЦУКЭНОБИ название дзёсэки. В нём сначала делается ход вплотную к камню противника (цукэ), а следующим ходом ставится камень вплотную к поставленному ранее (ноби).

ЦУМЭ Ход, препятствующий ХИРАКИ соперника

ЦУМЭ ГО задачи, представляющие собой позицию (чаще всего на малой доске или на ограниченном фрагменте полной доски), в которой требуется найти правильную последовательность ходов за одну из сторон.

ЭГУРИ Долото: ход, выбивающий глазную базу из под камней

ЮРУМИ СИТЁ Ситё, которое не убегает; двухтемповое ситё

ЮСЭЙ Превосходство, мощь, господство

ЯГУРА Форма «башня» – квадрат из камней, расположенных через ИККЭН