Спортивный словарь Автомобильный спорт
AMA Американская мотоциклетная ассоциация организация, которая проводит наиболее крупные мотоциклетные соревнования в США и развивает мотоциклетный спорт.
АВТОДРОМ (ТРАССА СУПЕРСПИДВЕЯ) длинная овальная трасса, часто с наклонными виражами. Во время проведения гонок на супер автодромах НАСКАР на двигатели болидов ставят ограничительные пластины, чтобы снизить их максимальные скорости до безопасного уровня.
АЛЛЕЯ ПОБЕДЫ круглая или квадратная площадка или другое огороженное пространство, где водитель празднует победу вместе со своей семьей, членами команды, боссами и спонсорами.
АМОРТИЗАТОРЫ устройства, предназначенные для значительного смягчения ударных толчков и сотрясений на подвеску (см. ниже) транспортного средства.
АПЕКС (ВЕРШИНА) обычно самая медленная точка поворота, которую автомобиль проходит ближе всего к внутреннему краю дорожки трассы.
АЭРОДИНАМИКА В применении к автомобильным и мотоциклетным гонкам исследования, изучающие взаимодействие движущейся гоночной машины с воздушной средой; цель исследований: уменьшение лобового сопротивления (см. ниже) воздуха транспортному средству и увеличение прижимной силы (см. ниже) для лучшего сцепления шин с дорогой.
БОРДЮР замощенная часть трассы, отделяющая гоночную дорожку от внутренней части автодрома.
ВИРАЖ наклон поверхности трассы, особенно в местах поворотов. Измеряется в градусах от горизонтали.
ВОЗДУШНЫЙ МЕШОК разреженное воздушное пространство, возникающее позади быстро движущегося автомобиля. Также известен как «слипстрим» [slipstreaming]. Воздушный мешок используется водителем идущей вплотную позади лидера машины либо для поддержания собственной высокой скорости при меньших затратах топлива, либо для мгновенного ускорения и обгона лидера в подходящий момент.
ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ время, затраченное гоночным средством при прохождении дистанции от стартовой до финишной линии. Особенно важное измерение при дрэг- рейсинге и рекордных заездах.
ГОНОЧНАЯ ЛИНИЯ (ТРАЕКТОРИЯ) оптимальный маршрут на трассе или в дорожной гонке; в частности, точная линия, по которой транспортные средства проходят повороты.
ГРЕЛКА ДЛЯ ШИН электрический нагреватель, которым накрывают новую шину, чтобы сохранять ее теплой к моменту установления на автомобиль во время пит-стопа. Называется также «нагреватель шин».
ДУГА (КАРКАС) БЕЗОПАСНОСТИ стальная трубчатая конструкция внутри автомобиля, предназначенная для защиты команды в случае аварии.
ЗАКРЫТЫЙ ПАРК в некоторых категориях соревнований (ралли и др.) огражденная и охраняемая стоянка, куда водители обязаны ставить свои машины, чтобы исключить любые работы с ними до времени выезда.
ЗОНА СХОДА часть трассы, предназначенная для съезда автомобилей и мотоциклов при необходимости сделать остановку, не создавая при этом на трассе аварийной ситуации.
ИЗБЫТОЧНАЯ ПОВОРАЧИВАЕМОСТЬ ситуация при управлении автомобилем, когда передние колеса автомобиля держатся за поверхность дороги, а задние теряют сцепление и могут начать скольжение.
КВАЛИФИКАЦИЯ специальный заезд или короткая гонка, по результатам которой определяется расстановка машин на стартовой решетке в основной гонке.
КОЛЕСНАЯ БАЗА расстояние между передней и задней осью автомобиля или мотоцикла.
КОНТРОЛЬ ТЯГИ управляемая компьютером электронная система: подавая на колеса нужную гонщику мощность, одновременно помогает предотвратить пробуксовку и потерю сцепления колес с дорогой.
КРУГ ЛИДЕРА круг, на котором в данный момент находится лидер гонки.
ЛОБОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ противодействие, оказываемое воздухом движущемуся транспортному средству. Поскольку лобовое сопротивление растет с увеличением скорости, автомобили конструируют так, чтобы они рассекали воздушную среду как можно более плавно.
ЛОШАДИНАЯ СИЛА (Л. С.) единица, с помощью которой обозначают мощность двигателя автомобиля. У обычного серийного автомобиля мотор имеет мощность 70-120 л. е., а у автомобиля «Формулы-1» свыше 750 л. с.
МОНОКОК единая несущая конструкция кузова, которая вместо обычной внутренней рамы берет на себя вес транспортного средства.
НАСКАР Национальная ассоциация для организации соревнований на серийных автомобилях в США. Основана в 1948 г.
НАСТРОЙКИ подготовка гоночного транспортного средства перед квалификационным заездом или гонкой. Настройки включают подбор характеристик подвески, типа шин и давления, настройку передаточных отношений и двигателя.
НЕДОСТАТОЧНАЯ ПОВОРАЧИВАЕМОСТЬ ситуация при управлении автомобилем, когда передние колеса автомобиля теряют сцепление больше, чем задние. При этом нос автомобиля стремится в повороте сохранять прямолинейное движение.
ОБЛАДАТЕЛЬ ПОУЛ-ПОЗИЦИИ водитель, который по результатам квалификационного заезда на старте гонки занимает поул-позицию (см. ниже).
ОБОРОТЫ имеются в виду «обороты в минуту», обозначающие скорость вращения коленчатого вала двигателя.
ОКОННАЯ СЕТКА прикрепленный к окну автомобиля сетчатый нейлоновый экран, помогающий в случае аварии удерживать водителя внутри автомобиля.
ПАДДОК площадь на автодроме или в районе трассы гонок, где расположены гаражи, места для проведения технических осмотров, медиацентр, а также передвижные домики для размещения членов команд, судей и гостей.
ПИТ-ЛЕЙН отдельная дорожка, идущая параллельно основной гоночной трассе вдоль ремонтно- заправочных боксов, куда машины заезжают, чтобы сменить шины, заправить баки топливом и осуществить текущие ремонтные работы.
ПОДВЕСКА непосредственно связанная с колесами или осями система пружин, амортизаторов, рычагов и других компонентов, которая влияет на управляемость гоночного автомобиля или мотоцикла.
ПОДЖИГАНИЕ в дрэг-ресинге: вращение на земле задних колес автомобиля для их прогревания перед стартом до идеальной рабочей температуры.
ПОДИУМ специальная трибуна стремя ступенями, куда приглашают занявших три первых места водителей для вручения им призов или медалей.
ПОДКАТ обгон, совершаемый автомобилем, который двигался за лидером в воздушном мешке и, используя это преимущество, рывком вышел вперед, чтобы опередить конкурента.
ПОУЛ-ПОЗИЦИЯ (ПЕРВОЕ СТАРТОВОЕ МЕСТО) во многих гоночных дисциплинах это лучшая позиция в первом ряду стартовой решетки. Она присуждается гонщику, показавшему лучшее время в квалификационном заезде.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ особый период гонки, когда участники в соответствии с полученными сигналами должны снизить скорость из-за возникшей на трассе аварии или по какой-либо другой причине.
ПРИЖИМНАЯ СИЛА создается при обтекании потоком встречного воздуха специальных устройств (антикрылья, конфигурация днища и пр.) автомобиля. Она помогает прижимать автомобиль к поверхности дороги.
РАБОЧИЙ ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЯ (ЛИТРАЖ) объем горючей смеси, вытесняемой поршнями за один цикл работы мотора и выраженной в кубических сантиметрах или литрах. Иногда упоминается как объем двигателя.
РЕТАРДЕР (ШИКАНА) комбинация идущих один за другим резких поворотов сначала в одну, затем в другую сторону; ретардеры обычно располагаются на прямом участке трассы для снижения скорости автомобилей.
СКОЛЬЖЕНИЕ (ЗАНОС, СНОС) управляемое поперечное скольжение в повороте. Иногда используется для того, чтобы направить автомобиль по лучшей гоночной траектории при выходе из поворота.
СЛИК тип шин с гладкой поверхностью без канавок; они используются в некоторых классах гонок на трассах с сухой поверхностью.
СОСТАВ РЕЗИНЫ ШИН точное сочетание каучука и других веществ, используемых для получения шин с наилучшим сцеплением с конкретной поверхностью дорожки или в специфических погодных или других условиях трассы гонки.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ УЧАСТОК соревновательный участок ралли, где время прохождения машины фиксируется до десятых долей секунды. Экипаж должен преодолеть его как можно быстрее.
СПОЙЛЕР аэродинамическое устройство, предназначенное для создания воздушного потока, увеличивающего прижимную силу (см. выше).
СТАРТОВАЯ РЕШЕТКА поверхность дорожки трассы, где гоночные машины выстраиваются непосредственно перед стартом в порядке мест, завоеванных ими в квалификационных заездах.
СУПЕРСПЕЦИАЛЬНЫЙ УЧАСТОК участок ралли (часто расположенный на стадионе), где два автомобиля бок о бок соревнуются на трассах одинаковой длины и конфигурации.
СЦЕПЛЕНИЕ способность автомобиля или мотоцикла с помощью подвески, аэродинамики и шин прочно держаться на дороге во время гонки.
ТЕЛЕМЕТРИЯ радиоустройство, передающее информацию (получаемую от электронных датчиков) о двигателе, шинах, тормозах и других основных компонентах автомобиля на компьютер команды для анализа поведения машины во время тестов или гонок.
ТРАНСПОНДЕР радиопередающее устройство, прикрепляемое к некоторым автомобилям для регистрации скоростей и времени прохождения кругов.
ТРАНСПОРТЕР грузовой автомобиль, трейлер, который перевозит гоночные машины и их оборудование от одной трассы до другой.
ТРИ-ОВАЛЬНЫЙ овальная трасса, отличающаяся незначительным дополнительным поворотом в середине одной из ее прямых.
УГЛЕВОЛОКНО (УГЛЕРОДИСТОЕ ВОЛОКНО) исключительно легкий и крепкий материал (первоначально созданный для космической промышленности), используемый для изготовления элементов шасси и различных деталей кузова многих гоночных машин.
УПРАВЛЯЕМОСТЬ «отзывчивость» автомобиля на действия водителя, в частности на изменение скорости и направление движения во время гонки. Управляемость автомобиля во многом зависит от его конструктивных особенностей, компоновки и настройки кузова, аэродинамики, шин и подвески.
ФИА Международная автомобильная федерация организация, которая проводит и контролирует многие из наиболее крупных соревнований автомобильного спорта.
ФИМ Международная мотоциклетная федерация организует многие из главных мировых мотоциклетных соревнований.
ФОРМУЛА-ИНДИ (ИНДИ-КАР) термин, используемый сегодня для обозначения автомобилей, участвующих в соревнованиях Лиги гонок Инди (ИРЛ). В прошлом так называли транспортные средства с открытыми колесами, которые выступали в автомобильных гонках американского чемпионата.
ШАССИ основная рама или несущая конструкция гоночного автомобиля, к которой крепятся остальные компоненты машины.
ШПИЛЬКА очень крутой поворот трассы, на котором автомобиль обычно меняет направление движения на 180°.
ЭСКИ серия резких правых и левых поворотов на трассе в виде буквы S.
ЭФФЕКТ ЗЕМЛИ область низкого давления, создающаяся под движущимся транспортным средством, помогает шинам машины плотнее прижиматься к поверхности трассы.